Вопрос дня: как за неделю внести 400 поправок в бюджет России?

На модерации Отложенный

Первое чтение этого законопроекта прошло 23 октября: бюджет был принят, но к решающему второму чтению комитет Госдумы по бюджету и налогам подготовил около 400 правок. Но можно ли проработать столько деталей в такой короткий срок?

Проект федерального бюджета – это не просто несколько листов бумаги, на которых указаны основные параметры вроде расходов и доходов. Сам текст закона занимает всего лишь 92 страницы, но его сопровождает более 500 документов, включая десятки приложений, подробно описывающих расходы по всем ведомствам, программам, разделам и так далее. Составление такого пакета документов – колоссальная работа, которой занимается целое Министерство финансов. А вот поправки в проект бюджета после первого чтения вносит уже Комитет Государственной Думы по бюджетам и налогам, состоящий из 35 человек, включая председателя Андрея Макарова.

С учётом того, что «дедлайн» по предоставлению правок был назначен на 18:00 4 ноября, у комитета было 7 рабочих дней на разбор предложений, анализ, оценку и принятие решения. Если предположить, что над внесением правок работали абсолютно все, включая Макарова и семь его заместителей, то каждый из них в течение рабочего дня внёс в среднем 1,6 правки (если председатель и замы не вносили правки, то тогда каждый член комитета вносил в день примерно по 2 правки). И это если не обращать внимания на тот факт, что с 28 октября по 4 ноября у депутатов, из которых состоит комитет, по регламенту стоит работа с избирателями, так называемая «региональная неделя». То есть они должны отбывать в свои регионы, и физически не могут всё время уделять работе над бюджетом. Видимо, члены комитета обладают некоторыми секретами сверхбыстрого проведения расчётов по оценке влияния изменённых расходов и доходов на бюджет и экономику страны. Еще и дистанционно.

А остальные парламентарии, в свою очередь, обладают способностью рассматривать предложенные законопроекты и правки в невероятно сжатые сроки! И хоть на обсуждение бюджета выделялось 6 часов (с 10 часов до 16 часов), новости о том, что законопроект принят, стали появляться уже в обед. Весь талмуд документов был рассмотрен и утверждён за несколько часов. Причём, значительную часть времени отнимают предложения депутатов от «системной оппозиции», которые традиционно отклоняются.

Второе чтение законопроекта о бюджете состоится 19 ноября. И тогда депутатам предстоит за несколько часов погрузиться и разобраться в тонкостях примерно 400 правок за пару часов.

Впрочем, им не привыкать к такому темпу. В прошлом году депутаты рассмотрели и одобрили 450 поправок от комитета по бюджету и отклонили 179 поправок от депутатов. На всё ушло 4 часа. Это в среднем по 23 секунды на каждую поправку. Кажется, нам об этом не рассказывают, но квантовые суперкомпьютеры с искусственным интеллектом уже существуют и внедрены в Госдуму… Стоит ли удивляться, если и этом году депутаты проявят рвение, подобное тому, что завещали братья Стругацкие в «Сказке о Тройке»: «История Непримиримой борьбы за повышение трудовой дисциплины, против бюрократизма, за высокий моральный уровень, против обезлички, за здоровую критику и здоровую самокритику, за личную ответственность каждого, за образцовое содержание отчетности и против недооценки собственных сил», и тоже уложатся в пару часов? Уж от недооценки сил депутаты точно не страдают.

Подозреваем, что на самом деле секрет скоростного рассмотрения законопроектов и правок в Госдуме предельно прост: они их не рассматривают. Депутаты предложения и правки принимают пакетами. Если они поступают от профильного комитета Госдумы или от Правительства – тогда принимаются. Если поступают от депутатов, не входящих в состав Единой России – тогда отклоняются. Вот и вся работа. Любые, даже самые здравые предложения, противоречащие идеям (даже самым непродуманным) профильных комитетов, отсекаются по принципу «Ваша цифра высока, ну а наша выше, ваша взята с потолка, ну а наша — с крыши». Примерно так парировал на прошлогоднем обсуждении правок в проект бюджета глава комитета Андрей Макаров.

С таким подходом заседания в Госдуме проходят только для того, чтобы хоть как-то оправдать наличие 450 депутатов. И можно было бы смириться с почти что полутысячей бесполезных бюрократов (в масштабах страны не такое уж и большое количество), только вот нам всем потом приходится жить по тем законам, которые они принимают. Школы и университеты будут работать с тем уровнем финансирования, что утвердят депутаты, больницы и поликлиники будут вынуждены лечить теми лекарствами, на которые у них хватит денег, пенсионеры будут получать пенсии в соответствии с возможностями Пенсионного фонда, на 38% состоящего из средств федерального бюджета. И все мы будем ездить по дорогам, которые отремонтируют так, как выделят на это средства депутаты.