Премьер Болгарии: договоры с США стыдно подписывать

На модерации Отложенный

В октябре 2015 года исполнилось 20 лет Американской торговой палаты в Болгарии. Разумеется, ни на ее сайте, ни в других открытых источниках не удалось найти информацию о том сколько долларов или левов получила Болгария от деятельности этой организации. Очевидно, такие пустяки палату не интересуют, у нее другие задачи.

Тем не менее юбилей посетил премьер-министр Болгарии Бойко Борисов. Это сейчас такая новая демократическая болгарская традиция — посещать на самом высоком уровне американские учреждения и объявлять там американцам о безграничном к ним уважении и величайшем подчинении, извиняюсь — почтении. Вспоминается, как в 1992 году, когда Россия «стремилась в европейскую семью народов и создавала демократическое общество» президент Борис Ельцин посетил даже открытие второй забегаловки MacDonald’s в Москве. Однако, в России с тех пор многое изменилось.

Юбилей палаты, на котором не принимают никаких решений, а гости и хозяева только восхваляют друг друга, является протокольным мероприятием, о нем обычно забывают на следующий день. Но этот юбилей, без сомнения, войдет в историю. Причиной этого является речь премьер-министра Болгарии Бойко Борисова. В ней он впервые за почти 15 лет своей политической деятельности подверг критике США.

Начал он с малого: пожаловался на то, что болгарам до сих пор нужны визы для поездок и работы в США. Это мешает болгарскому бизнесу. После чего выразил пожелание через год всем вместе отпраздновать тут отмену визового режима. Тут с премьер-министром трудно согласиться — зачем американцам праздновать отмену виз, если они и так уже почти четверть века ездят в Болгарию без них.

Далее господин Борисов сказал следующее: «Поговорим об американском бизнесе в Болгарии. Добро пожаловать! Прилагаем огромные усилия, чтобы относится к нему толерантно, даже когда он этого абсолютно не заслуживают. Подписаны такие договоры, что мне их даже и читать стыдно. Но мы терпим».

Хотя договоры и не были названы, тут все единодушны, что, прежде всего, имелся ввиду договор о приватизации энергетического комплекса «Марица Изток». Американские фирмы не только приобрели угольные шахты и ТЭЦ по смешной цене, но и заставили болгарское правительство взять на себя обязательство в течение 30 лет закупать произведенные на комплексе электрические мощности по очень высокой цене.

Разница между ценой американских и болгарских производителей составляет сейчас около 70 млн. евро в год. Любопытно, что закупка государством продукции у частных производителей по цене выше рыночной запрещена ЕС, т.к. является скрытым субсидированием и нарушением принципа свободной конкуренции. Тем не менее, возражений оттуда почему-то не поступало. Наверное, они просто сейчас сильно заняты – «Газпром» отслеживают.

Это обстоятельство также отметил Бойко Борисов: «Когда стал вопрос о проектах с русским участием — реакции и критики мгновенны, а когда проблемы с другими — сглаживаем. Важно не заработать 1 или 100 долларов, а чтобы болгары поверили, что избранный путь верен, убедились бы в этом, а мы сейчас еще и ввязываемся, то в одну, то в другую войну».

Продолжая говорить, премьер Болгарии становился все искреннее, напоминая о заслугах Болгарии перед США: «Признали мы военное крыло «Хезболлы» террористической организацией. Остановили три больших русских проекта. Остановили русские самолеты над морем. Если это не партнерство, то что это?»

Остановимся поподробнее на русских проектах. Первый был нефтепровод Бургас-Александрополис. После долгих лет проволочек он был закрыт болгарским правительством под предлогом большого ущерба в случае разлива нефти в Бургасе. Интересно, что американский нефтепровод из Бургаса в албанский порт Влера официально закрыт не был. Все логично: разлив русской нефти нанесет невосполнимый вред природе и туризму Болгарии, а разлив американской пойдет им только на пользу.

Затем было строительство атомной электростанции в Белене. Строительство ее с помощью СССР началось еще в 1982 году. Но в 1989 году в Болгарии решили строить демократию вместо коммунизма и в следующем году советские строители АЭС вернулись на родину.

В 2007 году Болгария вступила в ЕС. Одним из условий приема было закрытие 3 и 4 энергоблоков на АЭС «Козлодуй». Ввиду того, что 5 и 6 энергоблок этой же АЭС выработают свой ресурс и будут остановлены самое позднее через 10 лет, перед страной стал вопрос: Как избежать будущего дефицита электроэнергии? Было решено достроить АЭС Белене. Конкурс на строительство выиграла русская компания «Атомстройэкспорт» и с ней был заключен соответствующий договор

Но в следующем году на парламентских выборах побеждает партия ГЕРБ («Граждане за европейское развитие Болгарии») и Бойко Борисов в первый раз становится премьером. Немедленно начинается критика строительства, утверждается, что оно дорогое и находится в сейсмической зоне. Активную роль в этом играла американская компания «Вестингауз», предложившая построить 7-й блок АЭС «Козлодуй«. Также она обещала поставлять ядерное топливо по более низкой цене. Цена была действительно ниже, но в нее не входила утилизация радиоактивных отходов, как у русского поставщика.
Ввиду того, что в Европе нет государств, согласных на хранение или даже транзит чужих радиоактивных отходов, рассматривался вопрос строительства могильника для них в Болгарии.

В этом случае ни ЕС, ни правительство Болгарии вопросами экологии не озаботились.

В результате 28 марта 2012 года парламент Болгарии — Народное собрание — принимает решение об отказе от проекта строительства, а компания «Атомстройэкспорт» подала иск в Международный арбитражный суд при Международной торговой палате в Париже за нарушение договора на 1 млрд. евро. Сумма конечно солидная, но что не сделаешь ради евро-атлантической солидарности.

Возобновить строительство не удалось даже после общенационального референдума в январе 2013 года. На нем 61,5% голосовавших высказалось за строительство АЭС, правда при низкой явке около 22%. На прямое проявление демократии – референдум — просто не обратили внимание.

Компания «Атомстройэкспорт» через несколько лет заключила договор с Турцией и начала там строительство АЭС как раз возле самой болгарской границы. Именно этому был посвящен риторический вопрос Бойко Борисова в Американской торговой палате: «Почему натовская Болгария не может заказывать АЭС у русских фирм, а натовская Турция может?».

Относительно деятельности американской компании «Вестингауз» премьер-министр сказал следующее: «Мы встретили «Вестингауз» с хлебом-солью, как настоящего инвестора, а не торговца. А они приходят ко мне и подсовывают сомнительный меморандум, в котором ничего не говорится, что будет с блоком и электроэнергией через 10 лет. Я надеялся, что это серьезная компания, надеялся, что она будет строить в Болгарии на таких же условиях как в одной европейской стране – с ясным планом стоимости, окупаемости, ценой произведенной энергией и т. д. Тут есть вина и Американской торговой палаты, когда узнаете о таких вещах — должны сразу реагировать. Требую также, чтобы американское правительство дало банковскую гарантию на строительство этого блока, поскольку 5-6 миллиардов евро – это мелочь для Америки».

При чтении последнего требования главы болгарского правительства почему-то сразу вспоминаются слова католической молитвы: «Блажен кто верует — легко ему живется».

Ну и наконец, третьим остановленным русским проектом является газопровод «Южный поток». Он должен был пройти по дну Черного моря, а затем через территорию Болгарии на Балканы и в Западную Европу. Это позволило бы получить весомую добавку к болгарскому бюджету за транзит. Но правительство страны, после первоначального согласия, неожиданно приостановило работы по его строительству.

Когда Россия сама отказалась от транзита газа через Болгарию, предпочитая Турцию и Грецию, Бойко Борисов сразу выступил в его поддержку, но было уже поздно. Последствиям этого решения Борисов посвятил следующие слова: «Сейчас мы имеем реальные проблемы, в связи с тем, что наша соседка Турция начинает строить газопровод «Турецкий поток». Мы, как страна-член ЕС, соблюдаем Третий энергетический пакет, а этот новый газопровод грозит оставить Болгарию в изоляции. Мы не можем допустить, чтобы это случилось. Надеюсь, что Турция и Греция, являющиеся нашими партнерами в НАТО, не воспользуются желанием наказать нас. В противном случае, это будет нечестно по отношению к болгарам, которым будет невозможно объяснить, в чем состоит наш цивилизованный выбор, если энергетические проекты один за другим прекращаются. В результате чего мы теряем деньги, рабочие места и получаем дорогие энергоносители».

По его мнению эта тема должна стать основной в работе Энергетической комиссии США и Болгарии. «Как говорят американцы, танго – это танец двоих, но как можно танцевать, если тебя постоянно носят под мышкой?», — образно объяснил Борисов сотрудничество Болгарии и США.

Обобщая ситуацию, премьер-министр сказал: «При долге в 4,3 млрд. лева (2,2 млрд. евро) в энергетике, мы идем к огромному дефициту в бюджете. Не нужно смотреть только вашу выгоду — посмотрите и на мою проблему, ведь это все отображается на электрическом счетчике каждого болгарского гражданина. Мы вместе. Но нужно быть вместе не только когда обедаешь, а и тогда когда есть проблема».

Речь премьер-министра ожидаемо вызвала огромное количество комментариев во всех слоях болгарского общества. Американской реакции пока не заметно. Зато перед телеканалом НТВ на эту тему высказался министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Он поразился тому, что премьер-министр не стесняется перед своими избирателями и страной объявлять, что отказ от энергетических проектов с Россией произошел не ради национальных интересов Болгарии, а из-за США.

Премьер-министр ответил на заявление Лаврова предельно вежливо, снова вызвав огромное изумление: «Я реально ему благодарен за то, что читает и комментирует то, что я говорю. Хоть он и не делает это часто, я ценю его мнение, потому что он действительно очень хороший дипломат. Я бы тоже хотел его спросить: Не стыдно ли за то, что их братья и самые лучшие друзья, славяне, православные-болгары десятилетиями платят самую высокую цену за газ в Европе?».

Он также отметил, что в Болгарии его выступление оценили как критику в адрес США, а в России — как признание своей вины.

Если так пойдет и дальше, то мы сможем восхититься тем, как точно все предугадала Федеральная служба безопасности РФ. Ведь она еще несколько лет назад наградила Бойко Борисова медалью «За боевое содружество».