Киргизский кризис – не упустите шанс!

На модерации Отложенный

Наблюдая за ситуацией в Киргизии, делающей мир всё более неспокойным, мы инстинктом, доставшимся от Холодной войны, предвидим новый очаг напряжённости между Соединёнными Штатами и Россией. В действительности, всё обстоит с точностью до наоборот – эта отдалённая и слабая страна в Средней Азии предоставляет новый шанс Москве и Вашингтону начать работать, как партнёры.

«Мы ни в коем случае не рассматриваем эту ситуацию как игру с нулевой суммой», - объяснял во вторник высокопоставленный представитель администрации Обамы. - «Наоборот, мы очень тесно координируем наши действия с Москвой».

Счёт жертвам на этой неделе пошёл на сотни, но похоже, что насилие пошло на спад во вторник, и киргизский министр обороны заявил, что правительство хотело бы отозвать свой запрос на привлечение международных миротворческих сил. Однако, официальный представитель США сообщил, что трудно предсказать, как скоро будет восстановлена стабильность. Киргизское правительство сначала рассматривала вмешательство России, но Москва дала сигнал, что не будет отправлять свои войска в одиночку.

Это стало сюрпризом: представители США доказывают, что если насилие продолжится, правильным было бы, чтобы силы вмешательства включали войска России и других региональных партнёров. Они могли бы быть привлечены из состава ОДКБ, союза бывших советских республик. Или могли бы быть «добровольной коалицией», которая бы включала подразделения Турции, России, Казахстана и других соседних государств.

Соединённые Штаты и Россия находятся в тесном соприкосновении с начала кризиса, вспыхнувшего в конце прошлой недели. Две страны сотрудничали на заседании ООН ночью понедельника, где были выданы основания для коллективных действий в случае необходимости.

Америка уже предоставила гуманитарную помощь, и собирается предоставить её в ещё большем объёме. Грузы на сумму в 1 миллион долларов со средствами первой необходимости и медикаментами были доставлены в понедельник и вторник, и помощь ещё более чем на 10 миллионов долларов от нового «комплексного кризисного фонда» США будет обещана в конце этой недели. Хотя США и не принимали никаких запросов на оказание военной помощи, они смогли бы рассмотреть предоставление средств воздушного наблюдения и транспортные самолёты ВВС США для переброски живой силы или снаряжения.

Что нового в этом объединённом подходе к безопасности США и России, так это то, что он уходит от инстинктивной – и иррациональной – мысли о том, что две страны связаны «Большой игрой» за влияние в Средней Азии.

Представления времён XIX века о неизбежном соперничестве превалировало среди многих американских аналитиков в 1990-х, что привело к появлению некоторых незрелых стратегий по расширению влияния США и конфликту с русскими.

Более согласованный взгляд заключается в том, что России и Америке следует быть естественными партнёрами в Средней Азии.

Определённо, у них есть общие враги – полувоенные исламские группировки и незаконные бандформирования, которые ухудшают стабильность в регионе. Президент Обама продолжает эту линию с тех пор, как вступил в должность; представители США сообщают, что Обама во время своей недавней встречи с Президентом России Дмитрием Медведевым обсуждал ситуацию в Киргизии, и о том, что Обаме нужно избежать конфронтации в этом регионе.

Взрыв насилия на прошлой неделе стал ядовитым варевом, общим для многих развивающихся наций – смесью экономической несостоятельности, регионального политического соперничества и этнической ненависти. С тонкой поддержкой, исходящей от Москвы, новое Временное правительство пришло к власти в апреле в результате переворота, который усилил киргизское меньшинство, доминирующее на севере страны. К удивлению Москвы и Вашингтона (которые смотрели на произошедший переворот сквозь пальцы), новое правительство не смогло положить конец кровавым нападениям киргизских толп на узбекское меньшинство на юге, возмущённых тем, что узбеки там сосредоточили в своих руках слишком большую экономическую власть.

Эти «этнические чистки» распространились на Ош и Джалал-Абад на прошлых выходных, и, по меньшей мере, 80 тысячам запуганных узбеков было сказано убираться за границу в Узбекистан.

Киргизия важна для Соединённых Штатов, потому что она предоставляет авиабазу в Манасе, являющимся главным перевалочным пунктом для переброски живой силы и снаряжения в Афганистан. В настоящий момент, эта «северная распределительная сеть», как известно, пропускает через себя около 70 процентов поставок в зону конфликта в Афганистане, и, как сообщают официальные лица США, в транспортном центре занято около 1,300 человек персонала.

Русские уже рассматривали базу «Манас» как досадную помеху. Но, согласно новому духу «прагматического партнёрства», и, как это было повторено генералом Дэвидом Петреусом, командующего силами Центкома*, настоявшем на открытии северного маршрута поставки, Россия пришла к выводу, что она имеет интересы в успехе Америки в Афганистане. Определённо, русские не хотят, чтобы исламские повстанцы хлынули на север.

* Центральное командование США (англ. United States Central Command; USCENTCOM или CENTCOM) — штабная структура в составе Вооружённых Сил США, отвечающая за планирование операций и управление американскими войсками в случае военных действий в регионах Среднего Востока, Восточной Африки и Центральной Азии.- прим. perevodika.ru

Замена Большой Игры в Средней Азии на сотрудничество является желаемым изменением вот уже несколько лет. Сейчас, если эта модель российско-американского сотрудничества могла бы надёжно распространиться и на сделку по Ирану, мы могли бы получить систему, которая бы заслуженно получила название «коллективная безопасность».