В 22 000 законов обнаружены коррупциогенные факторы

На модерации Отложенный

Выступление Генерального прокурора РФ Юрия Чайки на правительственном часе в Государственной Думе:

За прошедший период сделаны реальные шаги [по борьбе с коррупцией]. Модернизирована законодательная база на региональном и федеральном уровне. Немало сделано в организационном плане – межведомственные рабочие группы по производству экспертизы, с точки зрения коррупционной и прочее. Все это позволило добиться результатов:
зарегистрировано 30 000 коррупционных преступлений – более чем 10%-ный рост с прошлого года. Судами вынесено 4000 обвинительных приговоров – на 20% больше.

Буквально вчера на расширенном антикоррупционном совещании [обсуждались] конкретные меры по борьбе с коррупцией. Эти же цели [преследуют] доклады президенту о результатах работы прокуратуры – новые предложения об эффективности работы. Прокуроры наращивают проверки использования государственного имущества, лицензирования, регистрации и т.д. [Обнаружено] множество нарушений – не проводятся конкурсы, аттестации и квалификационные экзамены. В результате лица, не соответствующие требованиям, владеют долями и пакетами акций, [имеет место] конфликт личных и должностных интересов и т.д.

[Обнаружено] почти 11 000 нарушений закона о госслужбе. Нарушения – в органах власти всех уровней. Замминистра осуществлял предпринимательскую деятельность. 12 000 нарушений в области государственных закупок. Масштабные проверки законности в [распоряжении] государственным имуществом, в частности, необоснованное предоставление в безвозмездное пользование. Результаты будут представлены президенту.

В апреле был принят комплекс мер в этой сфере. Прокурорам было дано указание проводить мониторинг в области имущества. Но улучшения невозможны без улучшения законодательства. Прокуратура провела экспертизу закона о закупках – более 20 факторов коррупциогенных.

Коррупционный потенциал заложен в порядке проверок предпринимательской деятельности. Необходимы шаги по защите предпринимателей. Более 23 000 жалоб [поступило] от предпринимателей после ввода закона о проверках. Более чем половина – отказано в проведении проверок.

Проверки нормативных правовых актов осуществляют теперь все, не только прокуратора. Мы пришли к необходимости унифицировать порядок проверки антикоррупционных актов.

Такой закон принят. Это позволило существенно повысить качество экспертизы. 400 000 изучено нормативно-правовых актов. В 22 000 обнаружены коррупциогенные факторы. В 16 000 исключены эти факторы. Необходим анализ всей проводимой работы. Должна быть целостная картина всего происходящего. Один орган должен аккумулировать все происходящее. Это должна быть прокуратура – у нас есть опыт.

За первое полугодие 6000 дел коррупционной направленности – на 1000 больше, чем за такой же период прошлого года. 5800 отправлено в суд. 532 должностных лица осуждены, среди них 191 – главы муниципальной власти, 41 – депутаты местных дум. 693 лица привлечено к ответственности из правоохранительных органов, в том числе 204 – из органов внутренних дел, 6 – из органов наркоконтроля. 872 человека – за превышение полномочий.

94 оправдательных приговора по делам о коррупции. [Имеет место] слабость доказательной базы. В связи с недоработкой следствия – 400 уголовных дел [возвращены]. Многочисленные недостатки следственной работы.

Рейдерство: количество дел не соответствует количеству рейдерства, за 7 месяцев всего 33 дела. Необоснованных отказов в возбуждении дел много – более 100 отменено. В недружественном поглощении участвуют сами сотрудники внутренних дел. Противодействие рейдерству неудовлетворительно. Причина некачественных дел – ошибки следствия, преждевременное прекращение дел: доказательства утрачиваются, виновные избегают ответственности.

Также имеет место незаконное преследование граждан. Изменения законодательства сделали сложной эту процедуру, указания прокурора перестали быть обязательны. Прокурор пассивен на стадии следствия. Это – значительная потеря времени, утрата доказательной базы. Там, где следствие используется рейдерством, работать крайне сложно.

Необходима координация следственных органов и оперативных служб – это рекомендация европейского сообщества. Итальянцам рекомендовано, чтобы все координировал прокурор. И нам в следующем году будут такие же рекомендации. К 30 июля 2010 года будет представлен отчет в Еврокомиссию. Времени мало.

В заключение: работа по противодействию коррупции возросла по всем направлениям. Задача не одномоментна. [Надо решать ее] системно и последовательно, столько времени, сколько понадобится.