Пенсии \"молчунов\" будут инвестировать иначе

На модерации Отложенный

ВЭБ с 1 ноября начинает инвестировать деньги «молчунов» по новым правилам. К госбумагам прибавятся депозиты банков, корпоративные и ипотечные облигации. Но эксперты сомневаются, что долгосрочные пенсионные деньги окажут оздоравливающее воздействие на экономику и гарантированно повысят доходность пенсионных накоплений.

С понедельника без малого 450 млрд рублей пенсионных накоплений «молчунов» будут инвестированы государственной управляющей компанией, ВЭБом, по-новому – в так называемый расширенный инвестиционный портфель.

Напомним, что в июле были внесены изменения в законодательство , позволяющие ВЭБу формировать два портфеля для инвестирования пенсионных накоплений. Обычный портфель – аналогичный нынешнему – должен состоять из госбумаг и облигаций субъектов РФ, а также не выпущенных еще инфраструктурных облигаций. Расширенный портфель помимо госбумаг должен включать в себя корпоративные облигации, ипотечные ценные бумаги, депозиты в рублях и валюте, ценные бумаги международных финансовых организаций. Первый портфель люди должны сознательно выбрать сами, написав соответствующее письмо в Пенсионный фонд (заявки закончили принимать в сентябре – и к этому времени консервативный портфель выбрали 0,1% участвующих в накопительной системе граждан). Второй портфель по умолчанию достается «молчунам» – тем, кто выбор не сделал.

Как сообщили «Эксперту Online» в ВЭБе, окончательных указаний относительно максимальной доли, которую УК в рамках расширенного портфеля может вкладывать в тот или иной инструмент, нет, но большая часть средств все же будет вложена в госбумаги. «Структура инвестирования будет прописана в инвестиционной декларации, которая должна появиться до 1 ноября», – сообщил представитель ВЭБа. На 19.30 пятницы, 30 ноября, такой декларации официально представлено не было.

По данным некоторых осведомленных представителей частных УК, на депозиты и долговой рынок можно теперь направить около половины портфеля , однако в первое время их доля будет меньше. По мнению экспертов, деньги на депозиты получат, по всей видимости, госбанки, а облигации будут куплены у крупнейших компаний, входящих в котировальный список А1 ММВБ, представленный 84 эмитентами.

Невероятно быстрое принятие закона и «кривое» устройство системы (принудительный «вход» в нее и «выход» лишь по заявлению) ясно дают понять: правительство волевым усилием сделало пенсионные накопления источником поддержки для определенного круга банков и крупных компаний.

Замысел неплох: люди получают большую доходность своих пенсионных накоплений, а компании – дефицитную сегодня ликвидность. Однако экономисты считают, что на развитие бизнеса и кредитования экономики эти деньги не пойдут, а пойдут на финансовые спекуляции, как и часть предыдущей антикризисной помощи правительства госбанкам и госкомпаниям.

«Сегодня в структуре доходов банков 75% – это доходы от валютных операций и только 9% – от кредитования, объем вложенных компаниями денег в финансовые активы в 4,7 раза превышает вложения в основной капитал. То есть деньги идут на спекуляции», – отмечает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, подчеркивая при этом, что государство не слишком заботится о том, чтобы сделать выгодными инвестиции непосредственно в свой бизнес.



Он считает, что лучше бы уж государство само распределяло деньги через гособлигации. Очевидно, неплохая мысль покупать на пенсионные средства инфраструктурные и ипотечные ценные бумаги. Ипотечные ценные бумаги позволяют банкам рефинансировать выданные займы и снова выдать деньги – другим заемщикам. Во всем мире деньги пенсионных фондов – это источник рефинансирования ипотечных кредитов. Благодаря этому объем выданных кредитов растет, а ставки по ним снижаются. В настоящее время рефинансирование ипотеки практически закрыто, и деньги «молчунов» более чем актуальны. Многие банки не знают, что делать с пулом своих выданных кредитов, а новых вообще не выдают или ссужают под невыносимые проценты. Однако банкиры опасаются, что получить пенсионные деньги им не удастся. Противоречия в законах мешают банкам выпускать ипотечные облигации.

Закон «Об ипотечных ценных бумагах» расходится с инвестиционной декларацией расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании, недоумевают банкиры. Закон устанавливает ограничение на превышение ипотечного покрытия над объемом выпущенных облигаций на уровне 20%. То есть сумма выданных банком ипотечных кредитов должна быть на 20% больше той, на которую выпускаются ипотечные облигации. В инвестиционной декларации говорится, что ипотечное покрытие должно быть больше на 150%.

«Ограничения и недоработки в инвестиционной декларации в отношении ипотечных ценных бумаг противоречат измененному закону, что задерживает развитие рынка доступного жилья и доступной ипотеки», – говорит начальник казначейства Delta Credit Сергей Гришаев.

Вкладывать пенсионные деньги в инфраструктуру – также известная в мире практика. Но уже который год инфраструктурные ценные бумаги в России обсуждаются, но не выпускаются. «К тому же непонятно, дойдут ли эти деньги непосредственно до инфраструктуры и до какой именно», – говорит ведущий экономист группы компаний «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. Он напоминает, что в России строительство дорог оказывается в разы дороже, чем за рубежом, и деньги, выделенные на инфраструктуру, по большей части разворовываются.

По предварительным итогам трех кварталов 2009 года ВЭБ заработал чуть более 4% годовых. Но расширение портфеля автоматически не приведет к увеличению доходности. Более того, в этом процессе есть подводные камни. Например, управляющие портфелями в один голос говорят о том, что, как только в НПФ приходит очередной транш пенсионных накоплений и фонды начинают размещать эти деньги в список А1, цены облигаций резко взлетают, а доходности, соответственно, снижаются, причем колебания доходят до 10%. Как вырастет волатильность этого рынка, когда в этот тесный сегмент придет с деньгами «молчунов» ВЭБ, даже представить страшно. Следует помнить также, что сам по себе список А1 не является гарантией качества бумаг – в нем и сегодня присутствуют облигации эмитентов, допустивших дефолт по своим долгам.