Что ждет банкира на убыточной почте?

На модерации Отложенный Накануне всемирного Дня почты, который празднуется 9 октября, ФГУП «Почта России» получило от правительства экзотический подарок — нового гендиректора. Им стал уже бывший председатель правления Сбербанка Андрей Казьмин. На первый взгляд, для Казьмина переход явно не с повышением. По обороту Сбербанк находится на 8−м месте, а «Почта России» лишь на 55−м в последнем рейтинге «Эксперт-400». Но при правильно поставленной работе 40 тысяч почтовых отделений могут генерировать гораздо большую выручку. А опыта в развитии финуслуг Казьмину не занимать.

Сегодня председатель правительства РФ Виктор Зубков предложил президенту РФ Владимиру Путину назначить Андрея Казьмина на пост главы «Почты России». «Только что у вас прошла встреча с председателем Сбербанка, — сказал Зубков на встрече Путина с членами правительства. — Он (Казьмин) много лет, 12 лет, проработал в этой должности и хорошо себя зарекомендовал». «Учитывая его большой опыт, я хотел бы просить вас принять его на работу в правительство и дать ему важное направление, которое требует модернизации и развития — это «Почта России„», — обратился он к Путину.

«Да, результаты, достижения банка (Сбербанка) действительно высокие, — подчеркнул Путин. — И в этом немалая заслуга менеджмента, руководителя Казьмина». «Если говорить о “Почте России”, то это огромный участок, — подчеркнул В. Путин. — 400 тыс. работающих и 40 тыс. отделений, что в два раза превышает сеть Сбербанка РФ». «Я не возражаю (против назначения Казьмина)», — сказал президент РФ.

Как сообщили в Мининформсвязи , гендиректор ФГУП „Почта России“ Игорь Сырцов, руководивший им с 2003 года, подал заявление с просьбой освободить его от занимаемой должности в связи с переходом на другую работу.

Таким образом, Казьмин уходит из компании, которая в рейтинге «Эксперт-400» занимает 8−е место по обороту (14 млрд долларов за 2006 год) и переходит в компанию, которая занимает 55−е место (2 млрд долларов). Перемещение явно не с повышением. На самом деле Казьмин вполне справился бы с должностью главы Банка Росиии, и этот пост ему подходил бы гораздо больше. По крайней мере, с рефинансированием бакнов ситуация улучшилсь бы однозначно. Но наш президент не любит менять решений. Почта так почта, ямщик так ямщик.

Чудо на останках сберкассы

Заслуги Казьмина в укреплении Сбербанка сложно переоценить. «Банк до прихода Казьмина — это было что-то очень непонятное, неустойчивое, „совдеповское“. Теперь это нормальный коммерческий банк», — говорит президент АРБ Гарегин Тосунян. «До Казьмина и банка-то вообще не было, была Сберкасса, разрозненные, неуправляемые точки продаж, а он сделал из него банк – причем не просто банк, а ведущее банковское учреждение страны, Восточной Европы», — говорит предправления банка «Электроника» Владимир Романов.

Так, с начала 2002 года по июнь 2007 года активы банка увеличились в 5,5 раза, капитал (последние данные на 01.09.2007 год) – в 6,5 раза, средства клиентов – в 5,4 раза, — отмечает замруководителя аналитического департамента ООО „Совлинк“ Ольга Беленькая. В рейтинге 1000 крупнейших банков мира по размеру собственного капитала первого уровня, по версии журнала The Banker, Сбербанк России занимает 66−е место (в 2006 году — 82−е место).

Позитивная динамика финансовых показателей отразилось и на росте рыночной капитализации банка (за последние пять лет она увеличилась почти в 30(!) раз при росте индекса РТС за сопоставимый период примерно в шесть раз). По версии газеты Financial Times, банк вошел в Top-25 крупнейших по капитализации банков мира, заняв 24−е место (43−е место в 2006 году). Банк по итогам 2005—2006 годов значительно опережал среднерыночный уровень по рентабельности собственного капитала и по уровню процентной маржи. «Конечно, были нарекания к Сбербанку по уровню непроцентных расходов, включающих в себя административно-управленческие и операционные расходы. Но, на наш взгляд, эти издержки носят объективный характер, ведь поддержка 20 тыс. отделений требует больших расходов, к тому же банк в последнее время демонстрировал тенденцию к замедлению их роста. Являясь крупнейшим госбанком страны, Сбер все же проводил вполне рыночную политику, значительно увеличил долю розничных кредитов, делал ставку на ипотечное кредитование. Вследствие консервативной кредитной политики доля банка на рынке розничного кредитования сокращалась в последний год, однако преимуществом является весьма высокое качество кредитного портфеля (доля просроченных кредитов не превышает 1,1—1,2%). При этом структура фондирования Сбербанка практически не зависит от внешних источников заимствований — 90% обязательств — клиентские счета, 65% — средства физических лиц», — отмечает Беленькая.

«Главное, на мой взгляд, Сбербанк успешно сохраняет свою долю на рынке даже в условиях жесточайшей конкуренции, — говорит аналитик компании „Метрополь“ Марк Рубинштейн. – Некоторое сокращение рыночной доли есть, но оно идет очень медленно, а не так, как прогнозировали эксперты (по розничным депозитам за полгода сокращение лишь на полпроцента). Сбербанку многие обещали потери доли по кредитованию, но этого не происходит. Так, за 2006 год ипотека Сбербанка выросла на 15%. Несмотря на свой огромный размер, Сбербанк сумел приспособиться к условиям рыночной экономики – и это основная заслуга Казьмина».

В то же время нельзя не отметить и две отрицательные черты Сбербанка: не самое высокое качество обслуживания клиентов и не самые лучшие отношения с инвесторами. Причина этих проблем – бывшее монопольное положение банка на рынке. «У него до последнего времени не было необходимости совершенствовать технологии, быть более лояльным к клиентам», — говорит Романов.

По качеству обслуживания многие коммерческие банки обходят Сбербанк. Например, получить квалифицированную консультацию в Сбербанке очень трудно, часто в отделениях банка приходится сталкиваться с очередями, обслуживание происходит только в том отделении, где открыт счет и т. д. «Но сейчас есть проект – программа развития Сбербанка на три года, которая предусматривает улучшение качества обслуживания», — отмечает Рубинштейн.

Что касается отношения к инвесторам, то и здесь есть поле для работы. «Банк не терял привлекательности для инвесторов только потому что до недавнего времени был единственной ликвидной банковской бумагой на рынке. «Но у многих участников рынка были пожелания относительно более высокой информационной прозрачности Сбербанка», — отмечает Беленькая. Так, например, Сбербанк в этом году только объявил о том, что будет печатать ежеквартальную отчетность по МСФО. «Но первая квартальная отчетность вышла с большой задержкой», — говорит Рубинштейн. Кроме того, все хорошо помнят, как в ноябре прошлого года о допэмиссии сначала было объявлено группке приближенных инвестбанкиров [1], которые успели поиграть с акциями Сбера, и только через несолько дней это стало достоянием общественности.
Да и размещение дополнительных акций Сбербанка не обошлось без грязных историй с инсайдом [2] и манипуляциями

На данный момент мы не знаем, кто в конечном итоге возглавит Сбербанк. Среди претендентов, о которых пишут в СМИ, экс-глава МЭРТа Герман Грефа (который, правда, отрицает возможность выбора его кандидатуры), а также бывший зампред ВТБ Игорь Завьялов и глава Банка развития Владимир Дмитриев. «На наш взгляд, важнее не то, кто возглавит Сбербанк, а то, сохранится ли профессиональная команда менеджеров и как изменится бизнес-модель банка. Для банка важно сохранить независимость в принятии стратегических и операционных решений от возможного политического влияния государства в ущерб конкурентоспособности и одновременно не потерять при возможном рыночно ориентированном реформировании такие уникальные преимущества, как высокая надежность, повсеместная доступность услуг, развитая инфраструктура и технологии массового обслуживания», — говорит Беленькая. Романов же считает, что достойной замены Казьмину в стране вообще нет. «Андрей – единственный специалист в стране, который имеет многолетний эффективный опыт работы с таким огромным количеством точек продаж», — говорит Романов.

Естественно, возникает вопрос, почему же тогда такого успешного менеджера увольняют и переводят в «Почту России». «Весомых причин для отставки я не вижу. Точнее, причин может быть две. Первая — эффективного менеджера отправили поднимать бизнес в смежный сектор – „Почта России“ практически непрозрачна, но, с одной стороны, растет конкуренция в нескольких значимых для нее сегментах, с другой — правительство заботится о повышении ее эффективности (первым шагом здесь стал раздельный учет доходов и расходов). Вторая — место в Сбербанке освободили под другого чиновника, например Грефа или кого-то еще», — высказывает предположение аналитик «Финам» Владимир Сергиевский. Владимир Романов считает, что сделано это в интересах самого же Казьмина – у него появится новый огромный фронт интересных работ. Но, скорее всего, соглашается Романов, причина может быть политическая.


Киберденьги вместо телеграмм

На первый взгляд, «Почта России» сопоставима со Сбербанком только по охвату территории. 40 тыс. почтовых отделений по всей России — это почти в два раза выше, чем у Сбера, который имеет 20 272 точки присутствия. В остальном при слове «почта» у обывателя возникают самые совковые ассоциации — крутящий педали на велике по проселочной дороге почтальон, суровая тетка в окошечке по приему телеграмм, стоящий на запасном пути почтовый вагон. Действительно, все это сохранилось и по сей день, а самая распространенная производственная травма среди почтальонов – это укусы собак: хватают за пятки суровые деревенские псы горе-велосипедистов.

Но почта и резко изменилась с советских времен – она стала большим финансовым институтом. Доля доходов от оказания составила в 2006 году 46%, при этом постоянно растущая выручка предприятия достигла 56,4 млрд рублей. Сделать денежный перевод, оплатить кредиты разных банков и коммунальные платежи, купить страховку – все это уже давно просто и удобно делать на почте. Правда, мало кто про это знает. Да и сами работники отделений иногда не в состоянии разобраться с ворохом свалившихся на них новых услуг. Или просто не хотят – ведь от этого их зарплата не зависит.

За последние несколько лет на «Почте России» было сделано много полезных, хоть и достаточно очевидных преобразований. Почтовые вагоны частично заменены на более мобильные грузовички, построен современный логистический центр в Петербурге, начато строительство сети сортировочных центров по всей России, сделаны конкурентоспособными тарифы на денежные переводы, плюс снижено время денег в пути. Кроме того, во многих отделениях, даже самых отдаленных, теперь можно выйти в интернет.

Но еще больше не сделано. В первую очередь катастрофическая ситуация, несмотря на все усилия, продолжает сохраняться с традиционными услугами почты – доставкой писем и газет. О сроках доставки писем сами почтовики предлагают умалчивать – в среднем по стране это то ли неделя, то ли две. По словам главы Мининформсвязи Леонида Реймана, средний срок доставки корреспонденции между региональными центрами составляет три — семь дней. Но это между центрами, причем в среднем. На самом деле, даже по Москве и по Питеру письмо может «гулять» несколько недель. Поэтому корпоративные клиенты предпочитают посылать отправления другим путем [3]. Конечно, у самой почты есть служба экспресс-доставки EMS, но она не является лидером рынка. С доставкой прессы ситуация еще хуже – здесь корпоративный рынок потерян полностью. Любая мало-мальски приличная фирма уже пользуется услугами частных фирм, которые делают все лучше и дешевле. А высокие и совершенно неадекватные качеству цены на подписку для частных лиц являются предметом постоянной критики [4] со стороны ведущих российских печатных СМИ. Возможно, им удастся пролоббировать снижение тарифов на этот вид услуг.

Доставка пенсий, которая раньше была самым прибыльным участком работы почты, тоже охватывает все меньшее число клиентов – сейчас лишь 60% средств идет через ФГУП. Из примерно 38 млн российских пенсионеров почтальоны приносят деньги лишь 23 млн. Остальные граждане либо оставляют деньги на счету в Сбербанке и иных банках, или пользуются услугами альтернативных разносчиков пенсий, в том числе этим занимается сам Пенсионный фонд РФ. Есть мнение, что 1,5%, которые почта берет за доставку пенсий, это тоже очень много. И ФАС периодически пытается понизить этот тариф.

Кроме того, имидж «Почты России», несмотря на недавно проведенный ребрединг, далек от идеального. Ее периодически ловят на каком-то мухлеже. Вот, например, за доставку посылок на Чукотку она берет авиатариф, но летом доставляет их морским путем, а деньги берет как за доставку по воздуху. Вот сдает в аренду свои огромные площади, перечисляя деньги не в бюджет, как положено по закону, а на счета самого предприятия. Да и ставки от официальной сдачи в аренду были подчас до смешного малы. Так что на таком фоне тучи над Сырцовым сгущались уже давно. Но тучи тучами, а деньги деньгами. Госфинансирование этого на бумаге убыточного ФГУП (2006 год компания закончила с чистым убытком в размере 2,8 млрд рублей) росло год за годом. Сначала – за счет госзаказа по доставке пенсий. А в ноябре 2006 года Правительство одобрило программу модернизации российской почтовой отрасли до 2012 года на 50 млрд рублей. «Почта России» профинансирует программу на 32,7 млрд рублей за счет собственных и заемных средств, а федеральный бюджет — на 17,5 млрд рублей. В этом году впервые из федерального бюджета было выделено 1,5 млрд рублей на развитие системы безналичных платежей. Видимо, оставлять даже такие госинвестиции под крылом Сырцова было признано нецелесообразным.

Казьмину же такой масштаб явно покажется малым. Но при правильной постановке дел 40 тыс. почтовых отделений могут генерировать гораздо большую выручку. А опыта в развитии финуслуг Казьмину не занимать. Жаль, что про письма опять забудут.