Опасные игры великорумынских патриотов

На модерации Отложенный

В постоянно сотрясаемой внутриполитическими кризисами Молдавии возникла очередная линия противостояния. Правящий «Альянс за европейскую интеграцию» на экстренном заседании утром 28 июня принял решение отменить указ исполняющего обязанности президента Михая Гимпу об объявлении 28 июня так называемым «Днем советской оккупации» (указ был подписан 24 июня). Господин Гимпу потребовал также от России вывести войска, размещенные в Приднестровской Молдавской Республике в рамках миротворческой операции. Кроме того, Михай Гимпу предложил рассмотреть вопрос о компенсации ущерба, якобы нанесённого Молдавии в советский период.

Сам Гимпу, несмотря на решение «Альянса», пока отказывается отменять свой указ, что чревато политическим тупиком и угрожает поставить правящую коалицию на грань распада. Как признает лидер входящей в «Альянс» Демократической партии Мариан Лупу, «формально есть два пути отмены указа – либо Гимпу сам его отменяет, либо это делает Конституционный суд». В этот суд уже поступил соответствующий запрос от оппозиционной Партии коммунистов. В нем подчеркивается, что исполняющий обязанности президента Молдавии превысил свои полномочия, так как утверждать памятные даты имеет право только парламент страны. Однако, учитывая нынешний расклад политических сил в стране, решение Конституционного суда угадать крайне сложно.

Тем не менее, указ Михая Гимпу сразу же вызвал нешуточный скандал в Кишиневе. Даже министр иностранных дел Молдавии Юрий Лянкэ заметил, что «на первый план должны выходить не эмоции, а интересы страны». Он также выразил недоумение по поводу того, как Михай Гимпу одним своим указом может вывести российские войска.

Согласно данному указу, ежегодно 28 июня на территории Молдавии должен отмечаться «День советской оккупации и памяти жертв тоталитарного коммунистического режима». В соответствии с документом, в этот день во всех населенных пунктах республики должны быть приспущены государственные флаги, организовано возложение цветов к могилам, памятникам и мемориалам жертвам «советской оккупации и тоталитарного коммунистического режима» и объявлена минута молчания. Указ предписывает органам публичной власти, предприятиям и организациям в этот день отказаться от проведения массовых развлекательных мероприятий.

Гимпу пояснил, что издал свой указ, «учитывая предложения комиссии по изучению и оценке тоталитарного коммунистического режима в Молдавии, а также принимая во внимание заключение комиссии Верховного совета Молдавии по оценке советско-германского договора о ненападении и дополнительного секретного протокола от 23 августа 1939 года». По его словам, указ был подписан исходя из ряда документов, «в соответствии с которыми, 28 июня 1940 года СССР оккупировал силой оружия Бессарабию и Северную Буковину, вопреки воле населения этого края».

В советские времена 28 июня отмечалось как освобождение Бессарабии и Кишинева от бояро-румынской оккупации и воссоединение с советской родиной – и этот подход с исторической точки зрения имеет больше прав на существование, чем трактовка Михая Гимпу. Инициаторы очередной антироссийской кампании в своей «борьбе за национальную историю» игнорируют даже хорошо известные факты, касающиеся исторических судеб молдавских земель. В результате так называемой «советской оккупации» современная Молдавия не только смогла сохранить свою государственность, но и существенно расширила территориальные пределы. Ведь в 1940 году в состав Советской Молдавии вошли земли не только шести уездов собственно Бессарабии, но и столько же районов левобережья Днестра, до того момента с 1924 года находившихся в составе Украины в качестве Молдавской АССР. Иными словами, статус молдавских земель поднялся с уровня уездов (в королевской Румынии) и автономной республики (в составе Украины) до уровня советской республики – что даже по нормам советского национально-государственного устройства давало значительные преимущества. Что же касается более раннего периода, то находившаяся со второй половины XVI века под османским игом Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками. Согласно Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, она вошла в состав Российской империи - и потому никак не могла быть «оккупирована» Москвой в XX веке.

Неудивительно, что российский МИД охарактеризовал указ Гимпу как «элемент спланированной политической кампании, развернутой своим острием против российско-молдавского партнерства». «Не впервые мы сталкиваемся с тем, что псевдоисторические трактовки причин и итогов Второй мировой войны, оформленные в виде разного рода мемориальных дат, используются для обоснования конъюнктурных решений, принимаемых сугубо в интересах правящей верхушки – вопреки общенациональным интересам государства.

Как кощунство расцениваем очередную попытку извратить нашу общую с молдавским народом историю, события, связанные с Великой Отечественной войной 1941-45 годов, 65-летие Победы в которой совсем недавно мы вместе отпраздновали» - говорится в комментарии Смоленской площади.

Вызывающие действия молдавских властей носят характер заранее спланированной кампании, скоординированной с руководством Румынии – страны-члена НАТО.

Буквально день в день с подписанием Михаем Гимпу указа о «Дне советской оккупации» румынский президент Траян Бэсеску представил на рассмотрение парламента проект Национальной стратегии обороны, в которой Россия обозначена как «источник внешней угрозы», поскольку де её войска размещены «вблизи границ Румынии», в Приднестровье.

Зная о тесных связях Либеральной партии Михая Гимпу с официальным Бухарестом, не приходится удивляться синхронности этих действий. Стоит учесть, что спешные работы по сооружению в воскресенье 27 июня на площади Великого Национального Собрания, перед зданием правительства Молдавии мемориального камня «В память жертв советской оккупации и тоталитарного коммунистического режима» проходили под руководством мэра столицы, племянника Гимпу, и его заместителя по партии Дорина Киртоакэ. Так что картина разгула националистических страстей предстает в полном виде.

Историко-правовые несуразицы явно не смущают Гимпу, Киртоакэ и других организаторов нынешней кампании. Ведь она носит однозначно политический характер и рассчитана на местного избирателя. Осенью в Молдавии должен пройти референдум по изменению конституции, а 14 ноября - сдвоенные выборы президента и парламента. В этих условиях ведущие прорумынские силы страны – Либеральная и Либерально-демократическая партия - при полной поддержке властей Румынии развернули пропагандистскую кампанию, нацеленную на пересмотр национальной истории и нагнетание антироссийских страстей. Михай Гимпу и лидер либеральных демократов премьер-министр Влад Филат не скрывают своей цели объединить Молдавию с Румынией. Аналогичных взглядов придерживается и Траян Бэсеску, считающий румын и молдаван одной нацией и потому отказывающийся подписывать с Кишиневом договор о границе.

Между тем подход молдавских властей к отношениям с Россией в корне противоречит интересам урегулирования приднестровской проблемы, о которой так пекутся Бухарест и Кишинев. Эта проблема тесно связана с проблемой общеевропейской безопасности и никак не может быть урегулирована в антироссийском ключе, при игнорировании предложений и миротворческой роли Москвы.

Опасные игры с историей чреваты и новым внутриполитическим кризисом в самой Молдавии, что продемонстрировало последнее заседание «Альянса за европейскую интеграцию», потребовавшее от Гимпу отменить скандальный указ. Ведь также входящие в правящую коалицию Демократическая партия и альянс «Наша Молдова» выступают против великорумынских проектов, считая своей главной задачей укрепление национальной молдавской государственности и политическое урегулирование приднестровской проблемы. «Гимпу, к нашему большому сожалению, не вышел из траншей начала 90-х годов. СССР давно нет, а он все продолжает воевать с ним. Гимпу постоянно толкает нас в какие-то свои ночные кошмары», - уверен почетный председатель Демократической партии Дмитрий Дьяков. А лидер альянса «Наша Молдова» Серафим Урекян предостерег Румынию от вмешательства во внутримолдавские дела: «Несмотря на то, что мы с Румынией больше чем соседи, лучше бы она занималась своими делами и не вмешивалась в наши», - подчеркнул он, добавив, что «если когда-то Молдова и вступит в Евросоюз, то мы там будем представлены как независимое государство».

В обстановке раскола в правящей коалиции возникает закономерный вопрос о дееспособности нынешних властей Молдавии, в том числе на международной арене. Что же до Румынии, то нынешнее обострение ситуации в регионе пришлось для правительства этой страны как нельзя кстати. В Бухаресте проходят массовые акции протеста против предусмотренного кабинетом Эмиля Бока резкого сокращения бюджетных расходов. Вопрос уже дошел до Конституционного суда, признавшего, что решение кабинета неконституционно и должно быть пересмотрено в части, касающейся сокращения пенсий. Однако это не помогло смягчить напряженность, а над страной по-прежнему витает призрак «греческого сценария». По данным статистической службы Евросоюза «Евростат», среди стран-членов ЕС, по которым финансовый кризис ударил всего больнее, Румыния находится на третьем месте, после Литвы и Болгарии. В первом квартале этого года румынский валовой внутренний продукт упал на 2,5%. В этой ситуации дискуссии насчет «советской оккупации» и «российской угрозы» по обе стороны Прута пришлись как нельзя кстати.

«Много вопросов осталось без ответа, в особенности в том, что касается внезапного возникновения кризиса», - пишет румынская газета «Путеря» (Puterea – «Власть»). По ее словам, «даже ребенку ясно, что признаки кризиса тщательно скрывались от населения, чтобы Траян Бэсеску смог выиграть очередные выборы. Подлый интерес. Пока неизвестно, но в будущем мы, возможно, узнаем обстоятельства, при которых принимались решения об урезании денег для пенсионеров и бюджетных работников». Очевидно, что не менее подлыми интересами румынские и молдавские политики руководствуются и в своей борьбе за «великорумынскую историю».