Борцы с \"Бронзовым солдатом\" снова решили побряцать оружием

На модерации Отложенный

В Эстонии есть многочисленная (до 8% населения) категория лиц без гражданства. В отличие от иностранцев с гражданством, они не могут выбирать и быть избранными. Хотя живут в стране с рождения, работают и платят налоги. Единственная поблажка – неграждане с постоянным видом на жительство имеют право избирать (но не быть избранными) на выборах в местное самоуправление. Как вы можете догадаться, эстонцев по крови в этой категории практически нет.

Формально суверенная Эстонская Республика была провозглашена 24 февраля 1918 года. Тогда, всего за несколько часов до прихода в Таллин (тогда ещё с одной «н») частей кайзеровской Германии, Союз национального спасения успел объявить Эстонию суверенным государством. Легенда гласит, что первый и последний президент досоветской Эстонии Константин Пятс, приняв решение вывесить флаг, сказал: «Хоть один день, но наш».

В нынешнем же году в пишущейся уже через два «н» эстонской столице прошёл внушительный по местным меркам военный парад. Как отмечает газета «Постимеэс», он стал самым масштабным с 1991 года. В параде приняли участие около 1,2 тыс. военнослужащих, полицейских и бойцов Кайтселийта (добровольного военизированного формирования). Были задействованы бронетранспортеры, батарея 120-миллиметровых минометов, батарея 155-миллиметровых гаубиц и другое вооружение. Над парадом пролетели военные самолеты НАТО, охраняющие воздушное пространство прибалтийских республик.

На таком фоне Командующий Силами обороны Эстонии генерал-лейтенант Антс Лаанеотс сообщил, что ход европейской истории сделал эстонский народ уравновешенным и мудрым: «Нам пришлось быть здесь, на берегу Балтийского моря, гибкими, но в то же время упорными, упрямыми, а иногда и воинственными, чтобы сохраниться как народ». «Сохранение независимости опирается во многом на волю к обороне людей, которые считают нашу землю домом. Последнее относится не только к военному аспекту, но это наша общая готовность защищать свое государство, сограждан, близких и самих себя от любых угроз», – сказал Лаанеотс.

Затем, в унисон недавнему визиту в США выразившего на встрече с заместителем главы Пентагона в очередной раз беспокойство «российской угрозой» министра иностранных дел Эстонии Урмаса Паэта, бывший советский полковник Лаанеотс назвал договор о коллективной безопасности НАТО «мечом» эстонской военной доктрины и подчеркнул значение невоенных угроз.

По словам Лаанеотса, в годы Освободительной войны (это так в Эстонии официальная идеология величает Вторую мировую) солдаты столкнулись с новым родом войск – авиацией, а в современном мире арсенал политиков и военачальников пополнили термины «кибератака», «информационная война», «операции влияния» и «стратегическая коммуникация». Операции влияния и пропаганда, по словам Лаанеотса, нацелены на душевное обезоруживание, разобщение народа и нанесение ущерба экономике, и их надо воспринимать так же серьезно, как и обычное нападение.

«Сначала атакуют наш внешний имидж, пытаясь навесить ярлыки и создать образ, не соответствующий действительности. Изображение Эстонии как маленького, недееспособного и злого государства, зацикленного на прошлом, преследует классические цели операции влияния – посеять неразбериху, поставить под сомнение демократический строй, помешать управлению и вызвать у наших союзников недоверие к нам», – цитирует Лаанеотса «Постимеэс».

Лаанеотс также сказал, что в борьбе против операций влияния «нельзя надеяться только на мудрость хуторянина», а надо создать иммунную систему и «выстроить национальную психологическую защиту на широком и прочном фундаменте».

Учитывая то, чьи самолеты пролетали над головами участников парада, нетрудно догадаться, в какую сторону должны быть нацелены «иммунная система» и «общая готовность защищать свое государство». Присутствовавший на мероприятии премьер-министр Эстонии Андрус Ансип, прославившийся весной 2007 года демонтажом памятника Воину-Освободителю (Бронзового солдата) и жестоко разогнавший акции протеста русских жителей Таллина, воспользовался случаем лишний раз подчеркнуть, с кем Эстонии необходимо и дальше единиться, а с кем – и дальше межеваться.



«Опыт Освободительной войны ясно показал нам, что успешными мы можем быть именно со своими партнерами: и пусть этим послужит опора на официальные внешние отношения – начиная с английского флота и добровольцев из Финляндии и Дании девяносто лет назад и заканчивая французскими истребителями на сегодняшнем параде», – сказал Ансип. Россия по умолчанию вековечный враг и оккупант. Из задекларированных Командующим силами обороны Эстонии «гибкости, иногда воинственности, упорства и упрямства» эстонцев на отношение к России очевидно направлены последние три качества.

Если вчитаться, то можно увидеть, что г-н Лаанеотс сделал в своей речи центральным героем независимости эстонский народ. Хотя общую готовность к обороне вменил в обязанность всем, кто считает «нашу землю своим домом» (кстати, вывешивать госфлаг в День независимости все полноценные эстонские граждане тоже обязаны – по закону). Можем видеть на примере уже одного только официального выступления Лаанеотса, что в Эстонии главные – это эстонцы по крови, остальные должны жить так, как скажут «главные».

При этом в Эстонии есть многочисленная (до 8% населения) категория иностранцев – лиц без гражданства. В отличие от иностранцев с гражданством, они не могут выбирать и быть избранными. Хотя живут в стране с рождения, работают и платят налоги. Единственная поблажка – неграждане с постоянным видом на жительство имеют право избирать (но не быть избранными) на выборах в местное самоуправление. Как вы можете догадаться, эстонцев по крови в этой категории практически нет. Более того, для тех, кто смог, доказав, что достоен быть гражданином демократической Эстонии, даже не являясь эстонцем по крови, натурализоваться, гражданские права существенно отличаются от тех, кто с ними родился.

«Различия в правах между правопреемными (гражданство по рождению) и натурализованными гражданами Эстонии.

1. Гражданин Эстонии, приобретший гражданство по рождению, не может быть лишен гражданства ни при каких обстоятельствах (ст. 8 Конституции ЭР).
Граждане по натурализации могут быть лишены гражданства в соответствии с Законом о гражданстве. Хотя закон содержит запрет на двойное гражданство, освобождение от гражданства по рождению возможно только по заявлению лица. Таким образом, граждане по рождению фактически имеют возможность получить второе гражданство.

2. Согласно Закону о гражданстве дети правопреемных граждан признаются гражданами Эстонии с момента рождения независимо от места и времени рождения. Однако лишь дети до 15 лет, родившиеся до вступления лица в гражданство Эстонии, обладают правом получить гражданство в порядке натурализации одновременно с родителями без сдачи экзаменов на знание государственного языка, а также Конституции и Закона о гражданстве.
Дети натурализованных граждан Эстонии старше 15 лет обязаны сдавать экзамены на гражданство на общих основаниях. При этом закон не учитывает факт рождения ребенка в Эстонии.

3.Только гражданин по рождению может быть выдвинут кандидатом на пост Президента ЭР. (Хотя, как показывает пример родившегося и выросшего в США нынешнего эстонского президента, в отношении этнических эстонцев кровь синонимична гражданству).

4. Только лицо, которое во время репрессий являлось гражданином Эстонской Республики или по состоянию на 16 июня 1940 года являлось постоянным жителем Эстонии, может быть признано противоправно репрессированным лицом по смыслу Закона о лицах, репрессированных оккупационными режимами.
На практике в эту категорию попадают преимущественно граждане по рождению. В итоге люди (например, ликвидаторы-чернобыльцы), получившие эстонское гражданство по натурализации, не могут получить льготы и поддержку, они – «неполноценные граждане».

Подобные законодательные нормы из стран ЕС известны разве что ещё в Латвии. Однако Барак Обама в своём поздравлении эстонскому президенту выражает восхищение «верностью Эстонии идеалам демократии и прав человека». Интересно, что бы сказал Обама, если бы дискриминационным ограничениям, которые в Эстонии каждый день испытывают на себе люди, не принадлежащие к «нации хозяев», подвергались бы сегодня афроамериканцы или индейцы в США?