В России процветает чёрный рынок донорской крови

На модерации Отложенный Несколько дней назад все средства массовой информации буквально взорвались: в России процветает чёрный рынок донорской крови

Кое-кто уже успел сравнить происходящее с недавним скандалом в трансплантологии: якобы ещё пара облав на станциях переливания — и донорской крови в стране не станет вообще, а больные будут, не дождавшись переливания, умирать.

«АиФ» провёл собственное расследование.

Первый неприятный вывод — после ТВ-сюжета о теневом рынке донорской крови количество доноров действительно уменьшилось чуть ли не вдвое.

Всё началось с доклада Росздравнадзора о результатах проверки служб крови в регионах.

- На станциях переливания нарушаются нормы переработки, хранения и реализации компонентов крови, — сообщил глава Росздравнадзора Николай Юргель. — В некоторых городах кровь незаконно продавалась организациям и частным лицам.

Кроме того, руководитель ведомства заявил, что «в ряде регионов существует чёрный рынок препаратов крови, поэтому материалы по итогам проверок переданы в правоохранительные органы». В Марий Эл на республиканской станции переливания кровь и её компоненты маркировались как готовая продукция сразу же после забора у донора, до получения результатов анализов на инфекции. На Кировской областной станции переливания крови к её сдаче были допущены доноры с отклонениями в состоянии здоровья.

Порядок или показуха

Цель Росздравнадзора навести порядок в службах крови — благая. Нашумевшие случаи заражения людей в больницах гепатитами, ВИЧ, сифилисом — тому подтверждение. И сами врачи не против порядка, но не все согласны с применяемыми сегодня методами.

- Росздравнадзор устроил показательный процесс, — считает замдиректора Гематологического научного центра РАМН Владимир Городецкий. — Если так пойдёт, работа служб крови будет просто парализована. От нас потребовали лицензию на транспортировку и работу с препаратами крови, но не дали времени её получить. Вот нам позвонили из больницы. Женщине нужна редкая кровь — 4-я группа, отрицательный резус. Не дай мы вовремя кровь, сославшись на отсутствие бумажки, женщина бы умерла.

Однако чиновники уверяют: проверки на станциях переливания крови будут и впредь, в том числе внеплановые. В Минздравсоцразвития готовится соответствующий приказ. Но можно ли решить проблему только силами надзорного ведомства — то есть ужесточением контроля и учащением проверок? Даже самый опытный медик не способен невооружённым глазом разглядеть вирусы в крови. Для этого ему нужно современное оборудование. А оно во многих регионах устарело и изношено. Есть станции, которые не модернизировались с 1950-х годов.

- Приказ о карантинизации плазмы, по которому она должна храниться полгода при -40.С перед тем, как её можно переливать больным, был принят только в 2003 году, по Москве — в 2001 году, — говорит главный врач станции переливания крови Департамента здравоохранения Москвы к. м. н. Виктор Захаров. — Но, чтобы хранить плазму, станции надо соответственно оснастить. А это недешёвое удовольствие.

По оценкам специалистов, чтобы модернизировать одну станцию переливания крови (а их в стране около двух сотен), нужно более 1 млн. рублей.

Хорошая новость. После нагоняя столичных чиновников 40 губернаторов обещали навести порядок в службах крови и уже выделяют для этого деньги.

Кровавый бизнес?

По логике чёрный рынок появляется там, где есть дефицит. В том, что дефицит донорской крови существует, большинство специалистов единодушны.

- Регион считается полностью обеспеченным препаратами крови, если в нём не менее 40-50 доноров на 1000 человек, — говорит Виктор Захаров. — В 1983 году в Москве насчитывалось 52 донора на 1000 человек. Сегодня — не более 8 человек, а по России — порядка 15.

Однако в реальном существовании подпольного рынка донорской крови врачи сомневаются.

- Как могут государственные некоммерческие учреждения, к которым относятся службы крови, организовать чёрный рынок донорской крови? — недоумевает Виктор Захаров. — Наша станция обеспечивает все клиники Департамента здравоохранения кровью бесплатно. Если к нам обращаются другие, оформляются документы, и больница по безналичному расчёту перечисляет средства по возмещению себестоимости препаратов крови. А наладить такой сложный технологический процесс, как заготовка и переработка компонентов крови, где-то в подвале и вовсе нереально.

Но есть и иные мнения. В частности, зампредседателя Комитета по образованию и науке Госдумы, академик РАМН Сергей Колесников наличия теневого рынка донорской крови не отрицает. Её дефицит в последнее время ощутимо возрос, а схема доставки в больницы не отработана, на этом фоне вполне могут комфортно себя чувствовать теневые дельцы.

У нас в последнее время привыкли для решения назревшей проблемы разрабатывать очередной нацпроект. Выделяются деньги, назначаются люди. А результат всё равно страдает. Может, начинать с себя, а не с новых приказов Минздравсоцразвития? Вот если хотя бы те 40 губернаторов сдержат своё обещание и организуют пропаганду донорства, оснастят станции переливания крови, вернут все льготы донорам, отработают схему взаимодействия между службой крови и больницами, то и чёрный рынок поутихнет.

Конечно, если, не дай бог, случится теракт или чрезвычайная ситуация, наши русские люди не задумываясь придут сдавать кровь — из жалости к пострадавшим, желания помочь. Но, чтобы россияне совершали этот маленький подвиг каждодневно, государство и власти должны создать условия, заинтересовать морально и материально, объяснить наконец, что для очень многих больных людей переливание крови — иногда единственная возможность выжить.

Из хроники уголовных дел

• В Костроме мужчине, попавшему в больницу в результате ДТП, перелили ВИЧ-инфицированную кровь.

• В Твери 1,5-месячную кроху заразили ВИЧ во время операции. Это обнаружилось через полгода.

• В Воронеже разгорелся скандал, когда стало известно, что молодой маме в роддоме ввели препараты из крови больного донора. По решению суда станция переливания и облздрав должны выплатить женщине 3,5 млн. рублей в качестве компенсации.

Во всех случаях больным переливали кровь, не прошедшую карантин, а повторные анализы доноров на ВИЧ оказались положительными. А всего за последние 10 лет в России зарегистрировано 65 заражений от донорской крови.

\"