Где в Москве лучше налажен контроль над качеством мяса?

На модерации Отложенный

Случай с обнаруженной на Кунцевском рынке Москвы партией мяса, якобы зараженной сибирской язвой, заставил еще раз обратить внимание на то, как обеспечивается продовольственная безопасность столицы.

Огромный мегаполис, через который каждые сутки проходят десятки тонн мяса, в целом защищен лучше, чем другие российские города, считают участники пресс-конференции, посвященной продовольственной безопасности.

Поэтому случай с зараженным мясом – настоящее ЧП, пусть даже, к счастью, данные не подтвердились. В этом мясе, по словам заместителя председателя Комитета ветеринарии Москвы Анатолия Окончука, были обнаружены кокковые палочки и другие инфекции. Прецедент или закономерность?

Есть ли у властей реальные способы предотвратить попадание опасной для здоровья людей продукции на прилавки городских магазинов и рынков? Есть ли причины для беспокойства у жителей Москвы и других крупных городов? Как обеспечить население качественной и недорогой продукцией?

Как рассказал руководитель исполнительного комитета Национальной мясной Ассоциации Сергей Юшин, сегодня Россия импортирует не менее половины потребляемой россиянами говядины и свинины, мяса птицы - 40 процентов.

В этом году поставки свинины за первые 5 месяцев по сравнению с прошлым выросли более чем на 30 процентов. В первую очередь, "завязаны" на импорт мегаполисы. Потребление здесь огромно, и близлежащие хозяйства не справляются с удовлетворением спроса.

Производители же из регионов, к сожалению, не всегда могут вписаться в европейский ритм жизни и торговли большого города, не очень надежны в качестве источника постоянных поставок. Поэтому только в 2007 г Россия импортировала 1,5 млн т говядины и свинины, 300 тыс т мяса птицы. До 70 проц всего этого объема проходит через Москву, и изменить в ближайшее время логистику и транзитные схемы так, чтобы мясо равномерно распределялось по регионам, минуя столицу, сегодня невозможно, говорит А.Окончук.

Некоторые регионы почти не потребляют охлажденную продукцию птицеводства – им проще, удобнее и дешевле доставлять замороженные "окорочка Буша". Разумеется, за границей мясо проходит самый тщательный, многоступенчатый контроль. Начинается с того, что российские ветеринары внимательно проверяют ветслужбы страны, желающей экспортировать свой товар к нам.

Ведь, если речь идет о той же Бразилии или Аргентине – кто сможет гарантировать доброкачественность мяса, выращенного на ферме в каком-нибудь труднодоступном районе? Вся ответственность только на местных ветслужбах.

Производители, кстати, знают, чем рискуют. Россия регулярно замораживает ввоз в страну продукции тех или иных производителей, если при выборочном досмотре в партии их товара были обнаружены антибиотики или что-либо подобное. В настоящее время права торговли с Россией лишены 111 предприятий со всего мира.

Такие меры приносят свои плоды: если в 2001 г некачественными были признаны 3,7 проц всего импортного мяса, то в 2006 г – 0,3 проц. Показатели по отечественному мясу несколько хуже – 5,8 проц в 2001 г и 3,67 проц в 2006 г.

Однако ветеринары по умолчанию все же предпочитают российское: здесь они имеют возможность проследить всю цепочку от коровы, которая паслась на лугу где-нибудь в Воронежской области, до говяжьей полутуши на прилавке Москвы. Можно даже найти информацию о родственниках этой коровы, а также о том, куда отправились другие партии мяса от этого производителя. В случае с импортом это невозможно, поэтому приходится уповать на многоступенчатый контроль.

Ну что ж, мясо прошло все необходимые исследования и, наконец, оказалось на прилавке магазина. Это означает, что оно полностью безопасно? Вовсе нет, считает А.Окончук. Все зависит от того, что это за магазин. Если речь идет о супермаркете или торговой сети, то, скорее всего, проблем быть не должно.

Если же это маленький магазинчик, то там можно нарваться на продукцию фермерских хозяйств. Вовсе не значит, что она плоха – многие фермеры работают на совесть. Но в силу специфики ветслужбы не могут охватить тотальным контролем все фермерские хозяйства России, поэтому вероятность того, что их мясо небезопасно для употребления в пищу, существует.

В прежние времена фермерам запрещалось поставлять продукцию напрямую в магазины – ее скупали централизовано, а потом отдавали на проверку ветеринарам. Сегодня такого запрета нет, чем многие и пользуются.

Еще один источник сомнений – рынки. Одно дело, если речь идет о рынках старых, работающих не один десяток лет и заслуживших добрую славу, таких, как Дорогомиловский, говорят эксперты. Там и товар качественный, и продавцы дорожат своим местом, и никто не собирается подсовывать покупателю "вторую свежесть" или мясо с антибиотиком.

И совсем другое – так называемые ярмарки выходного дня. Официально там можно торговать лишь растительной продукцией, а животной – только в фабричной упаковке от производителя и то при соблюдении соответствующих условий торговли. Однако на деле встретить на таких ярмарках куски мяса, в жару лежащие на наспех сооруженных прилавках – не редкость. Продавцы, конечно, уверяют, что это мясо "еще утром травку щипало", но это далеко не всегда правда. Здесь можно нарваться на покупку, благодаря которой вы проведете в больнице не один день.

Вообще, с точки зрения пищевых отравлений Россия – далеко не самая неблагополучная страна, как можно было бы подумать, изучая ленты информагентств. Да, случается, что травятся десятки человек подряд, но здесь дело не только в безопасности, но еще и в качестве продукта. Ведь за то, что по такой жаре в мясе усиленно размножаются микроорганизмы, ветеринары не отвечают. Между тем, случаев отравлений у нас в 5-7 раз меньше, чем в Европе, разумеется, пропорционально количеству населения. Российские нормы, предъявляемые поставщикам развитых европейских стран, куда более жесткие, чем нормы местные.

Не говоря уж о странах Восточной Европы. Поэтому нередко случается так, что поставщики, снабжающие своей продукцией более сотни стран мира, не могут выйти на российский рынок именно из-за несоответствия ветеринарным нормам. Вероятно теперь Россия будет несколько снижать эту планку, вернее, идти на научно обоснованные уступки. Сегодня и сами страны—экспортеры проводят среди своих производителей работу, обязывая из не допускать содержания в мясе антибиотиков и т.п.

Но в борьбе за безопасностью не стоит забывать о качестве, предостерегает генеральный директор координационно-аналитического центра агропромышленного комплекса России Павел Винтовкин. Иначе получится, как с польскими сосисками, наводнившими российские прилавки в начале 90-х годов: вроде бы безопасно, но некачественно. По данным Роспотребнадзора, до половины продовольствия, съедаемого москвичами – низкого качества. Ежедневно москвичи потребляют около 28 тыс тонн еды, из которых 14 тыс тонн – фальсификат или просто просроченный товар. Чаще всего подделывают растительное и сливочное масло, сгущенное молоко, чай, кофе, минеральную воду, тушенку, мед и кондитерские изделия. Отдельная тема – генно-модифицированные добавки. Несмотря на то, что в столице принят закон, запрещающий закупку ГМО-продуктов на бюджетные деньги, в частности, для детских и образовательных учреждений, их закупают, и еще как.

Вспомним и то, что раньше продукты выпускались исключительно по ГОСТу, и производители не имели возможность добавлять в них посторонние примеси. Теперь, ради увеличения ассортимента, можно руководствоваться и ТУ, а тут простор для деятельности огромный. За 5 лет не было принято ни одного техрегламента по качеству продуктов, отмечает П.Винтовкин.

И в этом направлении необходимо вести работу. Важно также создать онлайн-базу некачественных продуктов с указанием производителей, чтобы продавцы знали, с кем не стоит иметь дела. Вообще, не нужно расширять штат проверяющих контор, считает эксперт. Достаточно лишь потратить средства на техническое и электронное их оснащение. И тогда эти деньги вернутся сторицей. Главным образом, благодаря улучшению здоровья населения, а, значит, каждого из нас.