Герман Греф консолидирует власть в Сбербанке

На модерации Отложенный

Как следует из материалов Сбербанка, подготовленных к общему собранию акционеров, в устав банка предлагается внести изменения, благодаря которым его президент Герман Греф получит дополнительные полномочия. В том числе президент Сбербанка сможет представлять и совершать сделки без доверенности, а также лично сам будет решать вопросы о поощрении или привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников банка. В результате президент Сбербанка получит свободу действий, которая позволит банку оперативно принимать решения в условиях мирового финансового кризиса. Сбербанк намерен расширить полномочия своего президента, внеся соответствующие изменения в устав банка, которые должны будут утвердить акционеры банка на очередном собрании 27 июня текущего года. В частности, президенту Сбербанка предлагается разрешить представлять банк «без доверенности во всех учреждениях, предприятиях и организациях, как на территории РФ, так и за рубежом», а также «совершать без доверенности всякого рода сделки и иные юридические дей­ствия от имени Сбербанка». Если акционеры Сбербанка одобрят предлагаемые изменения, то под контроль президента Сбербанка перейдут и некоторые вопросы кадровой политики. В частности, Герман Греф получит право лично поощрять работников за добросовестный эффективный труд или же, наоборот, привлекать их к ответственности. Отметим, что в текущем уставе Сбербанка это относится к компетенции его правления.

Юристы говорят, что данными правками устав Сбербанка просто приводится в соответствие с действующим законодательством об акционерных обществах. «Единоличный исполнительный орган в соответствии с законом «Об акционерных обществах» имеет право представлять общество и совершать сделки без доверенности, если это предусмотрено уставом», — говорит партнер консалтинговой группы Walter Walls Максим Анчиполовский. «Однако эти правки не наделяют президента Сбербанка совершать без доверенности крупные сделки, — отмечает старший юрист юридической фирмы Lidings Татьяна Бичева, — Законодательно в России предусмотрено, что крупные сделки, сумма которых превышает баланс общества, должны быть одобрены собранием акционеров или наблюдательным советом».

«Происходит перераспределение пол­номочий и концентрация власти в руках президента Сбербанка, — отмечает партнер консалтинговой группы Walter Walls Максим Анчиполовский, — Сомневаюсь, что Герман Греф будет непосредственно осуществлять все новые функции, которые будут закреплены за ним в новом уставе.

Очевидно, он будет выдавать доверенности и делегировать эти полномочия». Поэтому в устав Сбербанка также предлагается положение, дающее «право президенту Сбербанка выдавать доверенности иным лицам».

Перераспределение полномочий внутри Сбербанка усилит позиции его президента, что даст возможность лучше контролировать банк, говорят эксперты. «Это ускорит многие процедуры и процессы в Сбербанке, которые раньше требовали более длительного согласования и утверждения, поскольку принимались коллегиально», — отмечает аналитик ИК «Тройка Диалог» Ольга Веселова. «Текущие перераспределения между полномочиями президента Сбербанка и правлением не столь существенные, — говорит директор департамента финансовой политики Минфина, член наблюдательного совета Сбербанка Алексей Саватюгин. — Существенно, когда перераспределяются полномочия между советом директоров и президентом или собранием акционеров и советом директоров». По словам г-на Саватюгина, учитывая, что в Сбербанке работают несколько сот тысяч служащих, конечно, может быть, целесообразнее мелкие вопросы не выносить на обсуждение правления, например о поощрении какого-либо служащего, поскольку такие вопросы просто затрудняют работу правления.

В то же время экс-глава ЦБ Виктор Геращенко говорит: «Сбербанк хоть банк и государственный, поскольку основной акционер в нем Банк России, он банк общественный и должен привлекать средства населения, и это для него одна из основных задач нашей мятущейся экономики. Поэтому здесь давать кому-то чрезвычайные полномочия, будь то Герман Греф, или премьер-министр, или президент России, — это неправильно».

«Наделение дополнительными пол­номочиями президента Сбербанка — это правильный процесс, — считает глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. — Сбербанк чрезмерно зарегулирован и чрезмерно законтролирован. У его руководителя должна быть свобода действий, тем более с учетом той линии, согласно которой государство должно поэтапно выходить из капитала Сбербанка. Ситуация на рынке постоянно меняется, естественно, часто нужны оперативные решения».