В войне против \"Мечела\" Путин лоббирует интересы другого олигарха?

На модерации Отложенный Жесткие заявления Владимира Путина, стоившие компании "Мечел" трети капитализации, конечно, не возникли на пустом месте. Эксперты полагают, что премьер решил поддержать одну из сторон в споре двух олигархов. Впрочем, может оказаться, что это не будет выгодно ни одному из противоборствующих лагерей.

Еще за неделю до того, как Путин раскритиковал руководство и сбытовую политику компании "Мечел", российскими антимонопольщиками были возбуждены дела сразу против трех компаний, входящих в холдинг, с весьма характерной формулировкой "злоупотребление доминирующим положением на рынке". По данным ФАС, "Мечел" завышала цены на коксующийся уголь и угольный концентрат. Стоит отметить, что даже если антимонопольная служба доказала бы вину компании Игоря Зюзина, то холдинг отделался бы штрафом в 2% от общей выручки, что в любом случае оказалось бы куда меньшим злом, чем колоссальные потери, вызванные путинской критикой.

Однако очевидно, что премьер Путин не стал бы обрушиваться со столь серьезными заявлениями по столь типичному для сферы крупного бизнеса поводу. По мнению некоторых аналитиков, истинная причина кроется в межолигархическом конфликте. Дело в том, что в последнее время "Мечел" стал активно скупать угольные активы, аккумулировав у себя порядка 12% этого рынка. Уголь у него покупают крупнейшие металлургические предприятия страны. Однако недавно компания Зюзина ограничила поставки на "Магнитку" и вовсе прекратила поставки на Новолипецкий меткомбинат. Последний, таким образом, оставшись без необходимого сырья, оказался в критическом положении и нес огромные убытки.
В такой ситуации, по прошествии некоторого времени "Мечел" смог бы пополнить список своих активов еще и крупнейшим металлургическим предприятием, оставшимся без средств к существованию. Стоит отметить, что схожая ситуация имела место в начале 2000-х, когда холдинг "Евраз" путем ограничения подвоза сырья на ММК пытался завладеть этим предприятием.

Владелец НЛМК Лисин, конечно, не мог допустить такого развития событий. И вот уже Владимир Путин просит Следственный комитет и ФАС обратить внимание на "Мечел". Впрочем, аналогии с "ЮКОСом" здесь вряд ли уместны. В отличие от Ходорковского Игорь Зюзин никогда большого интереса к политике не проявлял, за исключением лишь, наверное, 2,6 млн. рублей, перечисленных им в 2006 году на счет партии СПС. Более того, сразу же после того, как Путин выразил недовольство "Мечелом", компания, не идя ни на какую конфронтацию, признала за собой некоторые ошибки и немедленно объявила о готовности к сотрудничеству с властями.

Впрочем, это далеко не единственный маневр. Зюзин также может обратиться за протекцией и к президенту Медведеву, который может спустить все на тормозах и не допустить повторения истории "ЮКОСа". Обращение Лисина за помощью к Путину может стоить ему очень дорого: в случае подобных ходатайств роль государства в частном бизнесе просителя возрастает многократно. А последствия путинской критики успел почувствовать на себе уже не только Игорь Зюзин, но хозяин НЛМК, чьи доходы также изрядно поредели.