Германия могла объединиться в 1952 году

На модерации Отложенный

Стареющий советский диктатор Иосиф Сталин хотел преподнести напоследок европейцам прощальный подарок, но те его отвергли. В марте 1952 года Советский Союз выступил с неожиданным демаршем, который получил название "война нот" или "Нота Сталина".

Сталин предложил окончить оккупацию Германии, завершить политику денацификации, вывести из Германии все оккупационные войска и провести свободные и демократические выборы , объединить Германию в границах, обозначенных в Потсдамских соглашениях. За все это Сталин требовал только одного – официального провозглашения нейтралитета будущего германского государства и отказ от участия в любых военных союзах. Общественное мнение Запада до сих пор разделено по поводу того, было ли это честным предложением или сталинской ловушкой, главной целью которой было воспрепятствовать процессу интеграции Западной Германии в новую, послевоенную Европу. Западногерманское руководство, в лице канцлера Аденауэра, полагало, что Сталин ведет нечестную игру. В то же время до сих пор существует мнение о том, что в 1952 году был упущен исторический шанс, осуществление которого могло бы изменить лицо Европы и последующий ход событий, известных под названием Холодная Война.

В самой Западной Германии к предложению Сталина отнеслись неоднозначно. Министр по немецким делам, Якоб Кайзер вел компанию, направленную на объединение Германии. Он полагал, что возможно создание независимой и нейтральной Германии, которая сможет превратиться в своеобразный мост между Востоком и Западом. Таким нейтральным мостом, как известно, только в гораздо меньших масштабах стала Австрия, откуда оккупационные силы союзников были выведены в 1955 году и нейтралитет которой закреплен в конституции. Запад, в первую очередь США и Франция не приняли предложений Сталина, полагая, что нейтралитет Германии ограничит или сделает невозможным успешную интеграцию Германии в союз западных государств. Исследователи полагают, что своей инициативой Сталин пытался предотвратить участие Западной Германии в только что созданном "Европейском Оборонительном Союзе", который позднее был преобразован в НАТО. Насколько серьезным было его предложение , остается загадкой, поскольку в советских архивах не найдено документов, посвященных возможным действиям дипломатов в случае. Если бы Запад согласился с предложениями Сталина.