Наши правители - инопланетяне?

На модерации Отложенный

Что бы вы сказали, если бы среди нас жили существа, похожие на нас физически, но совершенно по-другому мыслящие и руководствующиеся иными этическими нормами? Или, например, если бы вас вызвал начальник и спросил: «Сколько часов в день вы хотите работать и тысяч рублей получать, чтобы не зацикливаться на «приземленных» вещах: как прожить до следующей зарплаты, что надеть на работу или где провести вместе с семьей следующий отпуск, а думать в рабочее время только о «великом»?» В лучшем случае вы назвали бы меня приверженцем ненаучной фантастики, а в худшем – покрутили бы пальцем у виска.

Однако таких людей достаточно много, и они живут среди нас. Просто их появление знаменует переход российской государственности на новую ступень развития – от капиталистической олигархии к олигархии плутократической. Есть даже предание, что начало такому развитию событий положил сам Владимир Путин. По легенде, вскоре после прихода к власти в 2000 году он (конечно, из лучших побуждений) собрал тонны компромата на российских олигархов и пригласил их на беседу в Кремль, где предложил персонам, до сих пор открывавшим все «высокие» двери пинком, играть по правилам, которые будет устанавливать государство. Те, кто не вняли предупреждению, сейчас или в Лондоне или в колонии под Иркутском, тогда как «усовестившиеся» продолжают недурно существовать. Но «правила игры» в нашем «царстве-государстве» с тех пор кардинально поменялись. Банальная логика, общепринятые нравственно-этические (и даже рыночные) догмы теперь распространяются лишь на простых обывателей, представителей малого (и отчасти среднего) бизнеса. Чиновничество, депутатский корпус и крупный бизнес у нас руководствуются идеями российской государственности, которые внешне весьма схожи, а на поверку почему-то совершенно отличны от вышеупомянутых норм («Царь не может думать о каждом – царь должен думать о важном!»).

Например, здесь считается, что чем больше у «слуги народа» служебных соблазнов, тем больше жизненных благ он должен официально иметь. Выходит, успешно бороться с коррупцией и воровством можно лишь повышая жизненный уровень самих воров и коррупционеров.

Получается, что низкий порог грехопадения – это не вина неких (не будем показывать пальцем) людей, а их беда, и им нужно помочь, поскольку они выполняют важнейшие государственные функции, тогда как в применении к другим людям в иных обстоятельствах – это уже не беда, а вина, и место таким злокозненным субъектам – в тюрьме.

Стоит ли удивляться тому, что президент и законодатели страны сами увеличивают или продлевают себе полномочия? Или, что деньги на спасение национальной экономики отпускаются самым видным «спекулянтам», на основании того, что они якобы «системообразующие»? Самое обидное, что государство этим поощряет не самый лучший опыт. Ведь крупнейшие из крупнейших среди этих самых «системообразующих» принципиально платили самые низкие проценты по депозитам, взимали самые высокие ставки по кредитам, оказывали самое худшее расчетно-кассовое обслуживание, и банально перепродавали деньги, беря их за рубежом, образно говоря, под 2%, а продавая внутри страны – под 12%.

Да и вообще, не кажется ли вам странным, что богатейшие компании страны стоят, образно говоря, «с протянутой рукой» за государственной помощью, а правительство выделяет им триллионные кредиты.

Причем ни слова не говорится о проведении неких инфраструктурных проектов с целью создания новых рабочих мест. Ведь очевидно, что обанкротившийся капиталист скорее всего не пропадет, а вот чем будет кормить семью батрачивший на него и потерявший из-за его, с позволения сказать, «менеджмента» единственный источник дохода семьи работяга, еще очень большой вопрос...

Уже сейчас есть сведения, что руководство российских компаний, сокращая персонал, пускается во все тяжкие, чтобы не платить выходное пособие и «почистить» штат от неугодных сотрудников. Одним из свежих методов «оптимизации издержек» становится проведение профессиональных аттестаций с запредельно высокими требованиями. Доходит до того, что «комиссии» имеют на руках списки «кандидатов на вылет». Пока же, по данным Роструда, на конец октября о грядущем сокращении объявило 1 137 предприятий. Как сообщили в Институте народно-хозяйственного прогнозирования СО РАН, к лету 2009 года количество безработных в РФ увеличится на 270-340 тысяч человек, хотя в высших государственных сферах, понятное дело, думают иначе. Как выразился помощник президента Аркадий Дворкович, «никакого значительного напряжения на рынке труда не возникнет» и правительство приняло ряд решений, направленных на оздоровление ситуации и привлечение в экономику зарубежных инвестиций. Может, они имеют в виду «свой» рынок труда, тогда как выживание без иностранных инвестиций при таких огромных внутренних резервах и лежащих «мертвым грузом» средствах населения и бизнеса действительно выглядит проблематичным... Или я в чем-то не прав?

Столь же «здравым» выглядит решение со следующего года повысить квоты на привлечение иностранной рабочей силы на 600 тысяч человек. Как политически неверно выразился по данному поводу председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев, в то время как российские граждане не находят работу, привлекать рабочую силу из соседних стран как минимум неумно...

Ну и наконец, об ожиданиях будущего. Так называемые программы сокращения расходов вскоре коснутся не только компаний, но и многих миллионов граждан нашей страны. Как выявил совместно проведенный IFORS и ВЦИОМ соцопрос, перед лицом сокращения доходов граждане России готовы отказаться, в первую очередь, от дорогих покупок, театра и кино, путешествий, потребления качественного табака и алкоголя. Возможный отказ от развлечений продекларировали 56% опрошенных, а 48% респондентов готовы повременить с обновлением техники. Однако урезать расходы на питание, обувь и одежду граждане РФ пока (морально) не готовы. Любопытно, что самыми оптимистично настроенными оказались жители столицы – 1/3 опрошенных москвичей экономить не собираются вовсе. Также они уверены что найти другую работу (в случае чего) им удастся при любом раскладе. Поневоле вспоминается очень трогательный рассказ О’Генри про времена Великой депрессии. Накануне Рождества, чтобы сделать своей подруге подарок – гребень, влюбленный закладывает в ломбарде самое дорогое, что у него есть – доставшиеся ему от отца часы. И представьте себе, девушка, чтобы купить любимому серебряную цепочку к часам, продает свои роскошные волосы... Не дай нам бог жить во время таких перемен!

Дмитрий Карасев