Бюджет-2010: авось продержимся

На модерации Отложенный

Нам бы день простоять, нам бы ночь продержаться. Такова идеология авторов бюджета-2010. Продержатся или нет - зависит сугубо от цены нефти. Правительство возвращается в 1990-е гг.: ради сохранения социальной стабильности оно готово занимать за границей.

Правительство рассуждает вполне здраво: на Западе уже говорят о том, что рецессия заканчивается. Наверняка будут следующие волны кризиса, но не такие сильные, как основная, которая начинает отступать. Вместе с оживлением мировой экономики начнут дорожать сырьевые товары - скажется беспримерная денежная накачка, предпринятая нацбанками всего мира. Надо только дождаться этой радости.

Пережить безденежье государству помогают заначки - фонды резервный и благосостояния. Первый фонд правительство активно тратит с начала этого года. На бюджетный дефицит 2010 г. этого источника уже не хватит. Если экономика, как предполагают чиновники, будет стагнировать, резервный фонд закончится к осени.

Правительству приходится задействовать вторую и последнюю копилку - фонд благосостояния. Но его можно тратить только на пенсии. У Пенсионного фонда как раз ожидается большой дефицит по двум причинам. Во-первых, с будущего года должны заметно вырасти пенсии, заработанные в советский период. Власть рассматривает эту меру как лучшее антикризисное средство, как способ сохранить привязанность к себе электората в разгар кризиса. Во-вторых, рост налоговой нагрузки на зарплаты, который должен стать источником повышенных пенсий, отложен на 2011 г. С будущего года нагрузка на зарплаты тоже растет, но пока не слишком сильно. Разницу покроет фонд благосостояния.

Впрочем, расходовать его сразу было бы нерасчетливо: совсем без заначки жить как-то неуютно. К тому же часть средств, формально числящихся в фонде благосостояния, Внешэкономбанк уже давно раздал банкам.

Поэтому чиновники, как встарь, собираются финансировать бюджет за счет долга. Сейчас у России долг мизерный - всего $27,7 млрд. За будущий год долг вырастет почти наполовину: государство собирается занять на внешнем рынке примерно на $12,6 млрд больше, чем должно погасить. Ненамного меньше вырастет и внутренний долг.

После десятилетия, за которое Россия почти полностью расплатилась с долгами, поворот к финансированию бюджета за счет внешних займов - большое событие. Тем интереснее посмотреть, ради каких расходов чиновники собираются вновь пойти на долговой рынок. Все ли способы повышения доходов исчерпаны, все ли расходы оправданны?

Конечно, нет. Уже много лет правительство не индексировало налог на добычу газа (НДПИ). Если нефтянка до осени 2008 г. была обложена по максимуму, то газовики работают будто в каком-то налоговом раю. Ежегодные попытки Минфина индексировать НДПИ натыкаются на твердое «нет».

При этом тариф на газ повышается так быстро, что с этого года прибыльными должны стать и продажи газа внутри страны (традиционно «Газпром» компенсировал прибылью от поставок газа в Европу убыточные для него внутренние продажи).

С начала кризиса налоговые льготы получили и нефтяники: пошлины снижены, а добыча нефти на новых месторождениях будет освобождена от них вовсе. Разумеется, такие шаги только консервируют сырьевую направленность экономики. Зато правительство с 2011 г. резко повышает социальные отчисления с зарплат, что сильнее всего бьет как раз по новой экономике - «экономике знаний».

С расходами все еще хуже. По консервативной оценке помощника президента Аркадия Дворковича, сейчас разворовывается до 30% бюджета. Поставщики товаров и услуг для госнужд говорят, что только откаты достигают 30-40%. И никакие электронные торги, никакие госзакупки на аукционах ничего с этими цифрами поделать не могут, покуда чиновники воспринимают свои должности в традициях феодальной Киевской Руси как «кормление». Они не служат - они кормятся.

«Российским железным дорогам» бюджет выдаст, как и в этом году, 50 млрд руб. Издевательская по отношению ко всей остальной экономике субсидия - на компенсацию разницы между ростом тарифов (9,4-10%) и инфляцией. Между тем железнодорожные перевозки и так стоят заметно дороже автотранспорта, а на некоторых направлениях успешно спорят по цене и с авиа. Дополнительные деньги нужны РЖД - в частности, на строительство заведомо убыточных скоростных трасс и на индексацию зарплат железнодорожникам. И зачем, зачем снижать издержки, если все гарантировано государством, если все уже включено в тариф, а что не включено - то покрыто госсубсидией? Совершенно незачем.

Продолжается мало кому нужная в кризис стройка на острове Русский рядом с Владивостоком. Ну, конечно, как же может быть иначе: если Олимпиада - то в Сочи, где ничего не готово и все очень дорого. Если саммит АТЭС - то на почти целинном острове. Построим дороги, конгресс-центр, отели... Говорите, это никому не нужно? А мы там сделаем после саммита не абы что, а федеральный университет. И поедут, и поедут туда, на остров Русский, абитуриенты и преподаватели со всех концов страны.

О дорогах вообще говорить бессмысленно: это в российских условиях не инвестиции, а типичное отмывание денег. Буквальное отмывание - и укладка асфальта под дождем, и регулярно наблюдаемая всеми автомобилистами замена отличного покрытия там, где до ремонта еще ездить и ездить...

Государство не экономит и не собирается экономить на тех тратах, к которым никогда не прикасалась рука финансового директора. Зато никакой антикризисной программы в России нет. Правительство помогает газовикам, нефтяникам, банкам (в основном государственным), РЖД и \"Ростехнологиям\". Ну и пенсионерам. Авось продержимся. А там опять нефтяной дождь, масштабные инвестиции, нацпроекты. Такой вот бюджетный цикл.