Нищая Россия не способна построить демократию

На модерации Отложенный

Я живу в небольшом дачном поселке, где все водители уступают дорогу друг другу в дружеской, соседской манере. Кто-то на «Мерседес-Бенц» вполне пропустит «Жигули» на перекрестке. В основе своей, каждая машина имеет четыре колеса и, значит, все равны. Это хорошая, простая модель работающей демократии.

Но совсем другое дело на местных дорогах, при отсутствии пешеходных дорожек, которые пересекают близлежащие леса. Я заметила, что дорога всегда блокирована упавшими деревьями. Как оказалось, кто-то делает это с определенной целью, делая невозможным проезд для велосипедистов, матерей с детскими колясками или пенсионеров, везущих вещи в сумках на колесиках.

Я пару раз убрала некоторые деревья с дороги, но они всё равно появлялись снова. Я не могла понять этого, и, в конце концов, спросила местного жителя «Кто туда укладывает деревья и почему они это делают?»

Его ответ был удивителен: «Это все потому, что кто-то решил гонять на вездеходе по этим дорогам».

Это хороший пример неработающей демократии. На дорогах водители более или менее обеспеченные, поскольку каждый владеет машиной и потому считается «равным» вне зависимости от того, насколько дорога или дешева его машина. На дорогах, где отсутствует пешеходная дорожка, пешеход считается «бедным» и потому, богатый водитель среди бедных пешеходов выглядит, словно торчащий палец. В этом бедном окружении демократия не может работать. В свою очередь, имеет место простая зависть. Поэтому в первую очередь нельзя давать владельцу вездехода наслаждаться своим достатком, даже если это означает проблемы для самих пешеходов.

На вопрос, пригодна ли демократия для России, обычно дают два ответа. Некоторые говорят, что демократия неестественна для России, поскольку люди к ней не готовы. Другие говорят, что власти виновны в провале общественных попыток создания открытого, демократического общества.



Настоящая проблема состоит в том, что ни одна страна с большим количеством обедневшего населения не может построить демократию. После унизительного поражения в Первой Мировой Войне, бедные в Германии проголосовали за Адольфа Гитлера (на самом деле выбрали Гейдельберга, который в силу преклонного возраста передал власть Гитлеру - прим. перев.). Десятилетиями позже бедные венесуэльцы проголосовали за популиста Уго Чавеса, а бедные иранцы проголосовали за радикального Махмуда Ахмадинежада.

Это еще одно правило, наблюдаемое в течение всей истории: если люди бедны, то «правление народа» часто превращается в правление диктатора. Если авторитарные власти отказывают простому народу в демократических правах, злоупотребляя властью, то правящая элита превращается в окаменелую касту. В результате, страна неизбежно деградирует и невероятно отстает от других стран в экономическом и политическом развитии.

Только промышленная революция была способна нарушить этот порочный круг. Когда индустриализация принесла достаток в большие сегменты общества, это сделало демократию стабильной формой правления.

Современная западная демократия построена в соответствии с принципом, что хоть «Запорожец» и «Мерседес-Бенц» различны в демонстрационном зале, они имеют равные права на дороге. Но Иран, Венесуэла и Россия все еще стоят в самом начале дороги без тротуара, где знак «Стоп, проклятый, грязный автомобиль, сколько бы ты ни стоил» является основным принципом. Иранцы, венесуэльцы и русские бросают бревна поперек дороги, даже если она ведет к их собственным жилищам.

Демократия не подходит России потому, что она не подходит бедным.


ОПРОС: Демократия - это хорошо?