Российская компания претендует на бюджет Монголии

На модерации Отложенный Как стало известно "Ъ", золотодобывающая компания с российским капиталом "Золотой Восток—Монголия" подала иск в стокгольмский арбитражный суд, оспаривая законность изменения монгольского законодательства в отношении иностранных недропользователей. Свои прямые убытки от введения в 2006 году налога на сверхприбыль компания оценила в $1 млрд. Если россиянам удастся выиграть это дело, Монголии придется выплатить им сумму, сопоставимую с ее годовым бюджетом.
О том, что "Золотой Восток—Монголия" судится с Монголией, "Ъ" рассказал гендиректор компании Сергей Паушок. По его словам, иск на сумму около $1 млрд был подан в арбитражный суд Стокгольма в конце прошлого года, первое слушание по нему состоится в третьей декаде марта. Эту информацию "Ъ" подтвердили в московском офисе юридической компании Squire, Sanders & Dempsey LLP, представляющей интересы истца. По словам представителя компании, в качестве обеспечительной меры истец требует от суда обязать Монголию приостановить взимание налога на сверхприбыль на время рассмотрения иска.

Речь идет о введенном в 2006 году Монголией законе о налоге на рост цен на некоторые виды продукции, согласно которому по ставке 68% облагается дополнительный доход от роста цены на золото и медь, если рыночные цены на золото превышают $500 за тройскую унцию и $2,6 тыс. за тонну меди. По мнению Сергея Паушка, этот закон нарушает интересы иностранных инвесторов и противоречит российско-монгольскому соглашению о взаимной защите капиталовложений. "Налог 68% в действительности является не чем иным, как вторым налогом на прибыль, а следовательно, противоречит принципу избежания двойного налогообложения, применяемому в международной практике",— утверждает господин Паушок.

КОО "Золотой Восток—Монголия" с 1997 года ведет в Монголии разведку и добычу золота (4 т в год). 84% акций компании принадлежит ЗАО "Золотой Восток" (Москва), 16% — компании Keyfold (Британские Виргинские острова). С 2000 года КОО начало реализацию инвестпроекта по строительству в Монголии нефтеперерабатывающего завода, который сейчас приостановлен. С 2006 года в Бурятии работает "Золотой Восток—Сибирь", которая занимается золотодобычей, а также ведет строительство Аиктинского цементного завода (переработка 2 млн т сырья). Неделю назад эта компания выиграла аукцион по разработке Аиктинско-Балоиктинского месторождения известняка. Общий оборот группы компаний "Золотой Восток" — более $100 млн.

Впрочем, далеко не все иностранцы, разрабатывающие монгольские полезные ископаемые, платят налог на сверхприбыль. Так, "Бороо голд" с канадским капиталом освобождена от его уплаты. На "Бороо голд" распространяется действие закона Монголии об иностранных инвестициях, в соответствии с которым иностранцам предоставляется ряд льгот по налогообложению. Более того, монгольское правительство заключило с этой компанией договор о стабильности — индивидуальный акт правительства, позволяющий устанавливать различные налоговые исключения для отдельно взятой компании.
С российскими компаниями такие договоры не подписаны, и поэтому они не попадают под действие льгот.

Востоковед Юрий Кручкин, председатель координационного совета российских соотечественников в Монголии, утверждает, что многие золотодобывающие компании заключали с властями договор о стабильности, по которому налогооблагаемая база не меняется в течение 10-15 лет, и платят только роялти.

По его словам, на долю налога на сверхприбыль приходится всего около 10% бюджета Монголии (его доходная часть составляет более $1 млрд). Сейчас основными монгольскими налогоплательщиками выступают три компании — СП "Эрдэнэт" (49% — Россия, 51% — Монголия), "Золотой Восток" и "Бороо голд". Учитывая, что последняя налог на сверхприбыль не платит, его главными плательщиками являются россияне. По оценкам Сергея Паушка, в результате введения нового налога "Эрдэнэт" недополучил прибыль в размере $700 млн, а следовательно, Россия недополучила причитающиеся ей дивиденды.

Источник, близкий к "Эрдэнэту" уверен, что компания не присоединится к иску Сергея Паушка. Собеседник "Ъ" пояснил, что руководит "Эрдэнэтом" экс-министр промышленности и торговли Монголии. Но у "Золотого Востока", по мнению источника "Ъ", есть шансы на победу. "В этом законе сказано, что сверхналог берется с цены отсечения котировок меди и золота на Лондонской бирже металлов. Но золото там не торгуется",— уточняет собеседник "Ъ".

Однако управляющий партнер юридического бюро "Карабаев и партнеры" Сергей Карабаев сомневается, что суд примет данный иск к рассмотрению. "Чтобы подать иск в арбитраж Стокгольма, необходимо, чтобы в российско-монгольском соглашении была соответствующая арбитражная оговорка. Я на 99% уверен, что такой оговорки нет",— говорит эксперт. По его мнению, даже если истцу удастся выиграть дело, суду Стокгольма вряд ли удастся обязать Монголию изменить ее законодательство.

Юрий Кручкин также сомневается в успехе "Золотого Востока". По его словам, вчера министр юстиции и внутренних дел Монголии Т. Мунх-Оргил рассказал, что на прошлой неделе правительство Монголии решило нанять по этому делу американскую Milbank, Tweed, Hadley & MacCloy. Господин Кручкин говорит, что в международной практике существует взимание налога на сверхдоходы, например, в Алжире и Венесуэле. Эксперт также привел пример неудачного судебного разбирательства с Монголией. Несколько лет назад японская Marubeni поставила оборудование по производству кашемира, но монгольская сторона не смогла расплатиться. Гарантом по сделке выступало монгольское правительство, и три года назад японцы подали на него в суд Лондона. Но разбирательство до сих пор не окончено.