Жизнь зародилась во льдах?

На модерации Отложенный В 1972 году Стенли Миллер заморозил в пробирке смесь аммиака и цианида – химических веществ, которые, как предполагается, существовали на Земле в ее молодые годы и могли внести свой вклад в формирование жизни. Двадцать пять лет пробирка провела замороженной до 108 градусов по Фаренгейту – такова температура ледяной "спутницы" Юпитера – Европы. И однажды утром случилось чудо: обычно бесцветная смесь этих двух составляющих приобрела цвет – цвет сложных полимеров, состоящих из органических молекул! Через четверть столетия из замороженного аммоний-цианида образовались нуклеотиды – составные "кирпичики" РНК и ДНК.

Десятилетиями бытовало мнение, что жизнь зародилась в более "жарких" условиях – в первобытном "бульоне" – морской воде, в которой плавает масса органических молекул, или тропическом океане, или даже в бурлящем кратере вулкана – но никак не во льдах. Результаты, полученные Миллером и коллегами, свидетельствуют о том, что если жизнь на Земле действительно зародилась во льдах, то подобное возможно и в других местах Солнечной системы, не говоря уже о планетах других звезд, быть может даже принадлежащих другим галактикам. Результаты удалось опубликовать лишь спустя три года (Icarus, 2000).

В 2002 году поиск жизни во льдах продолжил исследователь Хоук Тринкс (Hauke Trinks), который провел 13 месяцев на Крайнем Севере, изучая свойства льда.

Ему удалось зарегистрировать присутствие микроскопического электрического поля на кристалликах льда, что свидетельствует об ориентации молекул на его поверхности. Тринкс предположил, что поверхность льда – "шахматная доска" положительных и отрицательных зарядов, которые "захватывают" отдельные нуклеотиды и "помогают" им объединяться в цепи РНК.

В свою очередь, группа ученых из биотехнической компании SomaGenics (Калифорния) обнаружила странное поведение РНК-энзимов вируса гепатита С: при замораживании его цепочка РНК замыкалась в кольцо. Ученые пришли к заключению, что при удалении большей части жидкой воды лед создает условия, позволяющие РНК-энзимам создавать РНК-цепочки. Подобным образом могли действовать и простейшие энзимы на молодой Земле - присоединяя случайные сегменты и образуя различные цепочки РНК.

РНК-молекулы, способные создавать первые грубые копии самих себя, появились значительно позже - уже после потепления Земли; именно эти молекулы нашли пристанище в оттаявших морях и океанах, образуя более сложные структуры, такие как клеточноподобные мембраны. Это было начало эволюции Дарвина. Но таким ли оно было на самом деле? Сегодня этот вопрос по прежнему остается без ответа.