Кризис не сломил средний класс: что дальше

На модерации Отложенный

Политолог Глеб Павловский в эфире Russia.ru заявил, что кризис превращается в особую идеологию, которая позволяют сложить руки и ждать помощи государства. Он же предлагает обсудить проблемы без слова «кризис», ведь многие социальные группы показали свою устойчивость.

Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский считает, что в России в настоящее время укоренилась идеология под названием «у нас кризис». «Она оказывается очень удобной для самых разных сил и людей, в том числе для совершенно не антикризисных. Кризис как идеология – это особое время, в котором не действуют прежние правила, ведь мы в России очень любим, когда правила отменяются», - отметил политолог.

По его словам, в России и так очень мало правил действует, а кризис – это разрешение игнорировать любые правила. Кроме того, замечает Павловский, кризис - это временное состояние. «Дескать, кризис закончится, и мы о нем забудем. В России мы вообще очень любим создавать чрезвычайные ситуации, для которых нужны чрезвычайные меры и чрезвычайные люди», - сказал политолог.

«И мы все люди анархические, как говорит Медведев - правовые нигилисты, поэтому кризис в каком-то смысле – момент перевозбуждения всех правовых нигилистов, - продолжил он. - Также парадоксальным образом кризис – право на пассивность, ведь есть же мировой кризис, и мы, получается, жертвы.

Страна жертв. Мол, власть должна прийти и нас спасти. Возникает такой завышенный запрос – жертве должны много заплатить за ее жертвенность, а если жертва историческая, то ей должны заплатить вообще немеренно».

При этом Павловский не утверждает, что кризис закончился, однако предлагает обдумать статус-кво, обдумать политику и экономику, не используя слово «кризис». «Было бы очень хорошо, если бы мы, не используя слово кризис, попытались бы понять, в каких пределах наши усилия в экономике подорваны, а какие, как не странно, работают», - сказал эксперт в эфире телеканала Russia.ru.

По его мнению, в силу сдувания мирового пузыря «мы попали в сложную ситуацию, в которой каждый ищет свое место». «Россия была частью этого мирового пузыря. Весь мир не был бы занят тем, что обживал это новое виртуальное пространство», - сказал Павловский.

«Теперь проступает реальная Россия, которая совсем не такая маленькая, совсем не такая виртуальная, и в ней есть несколько крепких социальных групп. Потому что наш бизнес оказался значительно более устойчивым. Наш средний класс не таким хлипким, хотя мы уже полгода выслушиваем похоронные марши среднему классу», - подчеркнул политолог.