10-миллионная Москва дает армии всего 3,5 тысячи призывников

На модерации Отложенный

Особенности рекрутирования С 1 октября в России начался осенний призыв. Он продлится до конца декабря. В армейский строй Генштаб намерен поставить чуть больше 132 тыс. человек (см. таблицу). В их числе - 3,5 тысячи москвичей. Это наименьшее количество за все предыдущие годы (в среднем за один призыв 10-миллионная столица давала армии 5 тыс. новобранцев). Специалисты говорят: «Москвичи стали чаще откупаться». Главная особенность нынешней призывной кампании в том, что солдаты этого набора - последние, которые будут служить полтора года.

С весны 2008-го тянуть лямку рекрутам придется всего 12 месяцев. Вот этим обстоятельством и пытаются воспользоваться многие ушлые московские новобранцы, которым не хочется служить «лишние» полгода: они пытаются опротестовать заключения врачей о состоянии здоровья и таким образом оттянуть время отправки в войска на 6 месяцев, чтобы затем попасть в армию ровно на 1 год. Потому в столице отмечается небывало активная медицинская тяжба новобранцев с призывными комиссиями. По этой же причине (в надежде неплохо подзаработать) засуетились и многочисленные «независимые» врачи, адвокаты, консультанты: на автобусных остановках, дверях подъездов, уличных столбах и даже в метро сегодня можно увидеть объявления: «Помогу решить проблемы с призывом». СРАВНИТЕ Как «забривали» новобранцев?

Годы Весенний призыв (тыс. человек) Осенний призыв (тыс. человек) 2000 191 191 2001 187 194 2002 161 174 2003 175 175 2004 166 176 2005 157 150 2006 124 133 2007 133 132 Фальшивые аргументы Накануне призыва некоторые политические партии и общественные организации развернули в Москве «традиционную» кампанию за отмену призыва. Они требуют немедленного перевода армии на полностью добровольную основу. Активистки Союза солдатских матерей утверждают, что сохранившаяся в России система обязательного призыва - «отвратительное наследство репрессивного тоталитарного строя». Так ли это? В мире сегодня более 140 армий. 58 из них (США, Англия, Индия, Италия, Канада, Испания, Франция, Япония и др.) комплектуются только добровольцами. Еще больше (76) набирают солдат исключительно по призыву (Израиль, Северная Корея, Бразилия, Аргентина, Вьетнам, Греция, Португалия и др.). Россия же принадлежит к тем немногим странам, где установлен смешанный принцип комплектования - по призыву и по контракту (как в Германии, Китае, Алжире, Индонезии и других государствах). Смешанный метод набора военнослужащих многие военные эксперты считают оптимальным для обеспечения безопасности страны.

Почему? Возьмем одну из лучших европейских армий - немецкую. Казалось бы, Германии при ее мощной экономике и «сытом» госбюджете запросто можно было сделать свои войска полностью состоящими из профессионалов. Но там генералы и политики рассуждают иначе: вооруженные силы, которые состоят лишь из наемных солдат, могут потерять «смычку» с народом, а защита страны будет считаться лишь уделом тех, кто постоянно держит в руках оружие. Россия комплектует армию по таким же соображениям. Рядом с профессионалами должны учиться защищать Родину те, кого в случае войны можно быстро поставить в строй. И они уже будут знать, «с какой стороны держать автомат». Но если мы откажемся от призыва, Россия может утратить исконную традицию народа - готовность и умение защищать свою землю. Ведь этому можно научиться только в армии.

СТАТИСТИКА

Дистрофиков - кормить! 85% российских призывников - выходцы из малообеспеченных рабоче-крестьянских семей; 56% имеют различные ограничения по здоровью; 22% не получили среднего образования; 39% до службы в армии не учились и не работали; 1,5% имеют недостаток веса (после призыва их будут откармливать в армии до необходимых физических кондиций); 5% до призыва совершали серьезные правонарушения и подвергались судебному преследованию; 165 человек выразили желание проходить альтернативную гражданскую службу; 26% росли в неполных семьях; 9% пробовали наркотики; 45% признались, что регулярно употребляли алкоголь; 12 тысяч человек (в том числе 2 тысячи москвичей) скрываются от призыва. Престиж службы - карликового роста Как только начинается очередной призыв, его противники выкатывают «на прямую наводку» свою любимую артиллерию лозунгов: «Солдат должен защищать Родину, а не нефтяные вышки и банки олигархов!», «Хватит делать из наших сыновей рабов на генеральских дачах!».

Засим следуют гневные тирады о «дедовщине», бесправии, никчемной кормежке и плохой одежке. И все здесь (или почти все) - правда. С трудом сводящий концы с концами народ не горит желанием сдавать сыновей «в аренду» государству, в котором все больше социальная пропасть между бедными и богатыми. И генералы у нас еще нередко превращают солдат в рабов, и «деды» калечат пацанов, и тыловики обирают ребят. Все это так.

Но как повысить престиж солдатской службы, который понизился до карликового роста? Вряд ли что-то изменится к лучшему, если мы будем бесконечно ныть о недостатках нашей армии и не научимся «давить» на власть так, чтобы она реально улучшала положение дел в войсках. Некоторые рычаги решения этой проблемы народ уще нащупывает. После громкого ЧП с рядовым Сычевым, искалеченным «дедами», общество потребовало доступа в казармы и своего добилось - в каждой части созданы родительские комитеты, присматривающие за порядками в подразделениях. Благодаря усилению гражданского контроля над армией меньше становится генералов, которые внаглую «припахивают» солдатиков на своих дачах.

По настоянию родителей солдат Главная военная прокуратура стала гораздо чаще проверять соблюдение законности в частях и строже спрашивать с виновных. Нельзя ведь сказать, что «ничего не делается». А что будет и должно делаться, зависит от каждого из нас. Вот сейчас планируется операция «бритая голова» - милиция хочет отлавливать призывников. Будем молчать? А разве можно мириться я с тем, что у отцов и матерей призывников отобрали самую важную льготу - 50-процентную скидку при оплате коммунальных услуг? О каком престиже после этого можно говорить? В нашей стране и в нашей армии никто за нас порядок наводить не будет.

ПРАЙС-ЛИСТ

Цена «отмазки» в столице Специалисты по проблемам коррупции считают, что взяткоемкость призывных комиссий в последние годы значительно возросла: в Москве за «отмазку» от армии зачастую уже дают $10 - 15 тыс. (Для сравнения: в столицах республик, краев и областей призывники и их родители платят за «откос» от $3 до 5 тыс.) Все более широкие масштабы приобретает «материальное взяточничество», когда услуги коррупционеров оплачиваются стройматериалами или ремонтом квартир. Москва - «чемпион» России по количеству призывников, которые скрываются от армии за рубежом, - более 500 человек. ВОПРОС ДНЯ Можно ли за 12 месяцев стать хорошим солдатом? С 1 октября в России начался последний призыв на военную службу на полтора года, с 2008-го юноши уже будут служить 1 год.

Андрей ЗАБЛУДОВСКИЙ, гитарист группы «Секрет»: - Можно стать и за три дня. Но это будет пушечное мясо! Дмитрий ЯЗОВ, Маршал Советского Союза, экс-министр обороны СССР: - Можно, если с ним будет заниматься толковый офицер. Но сколотить за год даже из хороших воинов подготовленный полк, дивизию невозможно. Чтобы отдельные солдаты умели взаимодействовать в бою, они должны поучаствовать в полковых, дивизионных учениях. Но это не всегда удается.

Валентина МЕЛЬНИКОВА, секретарь Союза комитетов солдатских матерей России: - Наша армия и генералы к этому не готовы. Сначала надо создать новые учебные центры, подготовить тех, кто будет учить солдат. В противном случае нас ждет халтура.

Дмитрий СВЕРДЛОВ, призывник: - Нет. Какая радость от того, что будешь спать в одной комнате с мужиками, делать зарядку? И не научишься ничему, и денег не получишь. Прослоняешься год и освободишься... Александр ШУБИН, начальник штаба части: - У нас достаточно классных офицеров, чтобы сделать из призывников настоящих мужчин. Если учеба будет эффективной, у нас и медведь станет отличником боевой подготовки.

Геннадий ЗАЙЦЕВ, бывший командир группы «Альфа», Герой Советского Союза: - Конечно, нет. Солдат, как это водится, четыре месяца будет заниматься боевой учебой, а остальные восемь - наряды, хозработы. Надо тогда освободить воинов от хозработ. Всеволод КЕРОВ, профессор кафедры истории России РУДН, бывший военный связист: - Можно. И тут главное - не сроки, а сила патриотизма, гражданская позиция. В Великую Отечественную мы не думали, кто сколько будет учиться. И побеждали! Я в 1942-м добровольцем ушел на фронт, хотя имел освобождение по зрению.