Рейтинг специальностей-2008: кем быть, чтобы потом не остаться без работы

На модерации Отложенный Вопрос – какую специальность выбрать, чтобы в будущем не остаться без работы, тревожит и абитуриентов, и их родителей. Цены на образовательные услуги сегодня, мягко говоря, не низкие, и потерять пять лет и несколько сотен тысяч рублей, чтобы потом обивать пороги службы занятости, не хочется никому. Согласно опросу, проведенному газетой "Комсомольская правда", самой модной профессией сегодня респонденты называют дизайнера /17,63 проц/, специалиста по IT-технологиям /15 проц/ и чиновника /14,77 проц/. Ненамного ниже оцениваются аудиторией издания банкиры /13,23 проц/ и юристы /9,7 проц/. "Немодными" считаются профессии журналиста /лишь 3,9 проц полагают, что она в моде/, врача /3,27 проц/ и инженера /2,43 проц/. К самым оплачиваемым аудитория издания относит профессии банкира /33,47 проц/, чиновника /26,43 проц/ и юриста /9,33 проц/. Все те же врачи, инженеры и журналисты относятся, по ее мнению, к низкооплачиваемым /от 1,5 до 0,5 проц положительных ответов/. Однако модная и оплачиваемая профессия далеко не всегда самая востребованная. Таковой респонденты издания называют профессию специалиста по IT-технологиям /20,7 проц/ и врача /20,3 проц/, невостребованы, по их мнению, дизайнеры, журналисты и артисты /от 0,97 до 2,6 проц положительных ответов/.

И, наконец, знать, что та или иная профессия сегодня модная, престижная и высокооплачиваемая – вовсе не означает готовности отдать ей всю жизнь. Так, среди опрошенных 12,7 проц – инженеры, 9,83 проц – IT-специалисты, 6,87 проц – чиновники. Дизайнерами и артистами назвали себя от 1 до 3 проц респондентов, а "львиная доля" – 21,93 проц – занимаются другими видами деятельности, не упомянутыми в опросе. Конечно, как мы помним из детства, всякая профессия важна. Но все же выбор диктует не только личная склонность, но и потребности рынка труда. А они, как мы знаем, имеют свойство меняться.

Об этом, в частности, рассуждали участники круглого стола, посвященного востребованным специальностям нынешнего года, а также перспективам на будущее. По словам начальника отдела информации и общественных связей департамента федеральной государственной службы занятости населения Москвы Андрея Гринберга, в скором будущем конъюнктуру рынка будут определять потребности инновационной экономики, которую как вектор развития выбрало наше государство. А это означает, что вместо популярных несколько лет назад юристов и экономистов "пальму первенства" в списках вакансий займут инженеры-технологи и IT-специалисты. Уже сегодня на них спрос существенно растет, отмечает директор независимого рейтингового агентства "РейтОР" Ирина Артюшина. Так что тем, кто считает профессию инженера немодной и низкооплачиваемой, стоит пересмотреть свои взгляды – они уже устарели. Еще десяток лет назад инженеры, в избытке выпущенные советскими вузами, маялись в поиске работы и пытались переквалифицироваться хоть "в управдомы", чтобы не жить на те жалкие копейки, что платили в родных НИИ. Теперь зарплаты инженеров-профессионалов внушают скорее зависть, нежели жалость. К тому же, это та профессия, в которой можно совершенствоваться всю жизнь – пределов карьерного и материального роста практически нет. Как говорится, было бы желание.

Однако не следует забывать, что, невзирая на высокие декларации о переходе на инновационные рельсы наша экономика пока остается сырьевой, и в ближайшие годы этот тренд переломить не удастся. Поэтому велика потребность в "сырьевых" специалистах, и можно с уверенностью гарантировать, что свой кусок хлеба они смогут зарабатывать в течение всей профессиональной карьеры. Это и нефтяники, и газовики, и металлурги, причем, как рабочие, так и управленческие должности. За ними следуют специалисты "обслуживающих" сфер – финансовые, банковские работники, пиарщики. Сырьевая основа и сложившейся запредельный уровень сырьевой ренты определяют и необходимость крайней "забюрократизированности" экономики, считает И.Артюшина.
А это значит, что требуются и будут требоваться грамотные управленцы – как государственные, так и корпоративные, муниципальные.

Проанализировав изменения предпочтений абитуриентов, можно сказать, что и они подстраиваются под веяния времени, говорит И.Артюшина. Так, по данным исследования, проведенного агентством, можно сказать, что на первом месте остается направление "экономика и управление", а технические науки поднялись с нижних строчек на второе место рейтинга. С небольшим отрывом следуют гуманитарные науки и информационные технологии, а вот популярность юриспруденции снижается. Важно и то, что, проучившись некоторое время, студенты начинают оценивать вуз не только с точки зрения привлекательности будущей профессии /во всех смыслах/, но и исходя из того, удобно ли он расположен относительно дома и можно ли сочетать учебу с работой. А работать на третьем курсе хотят уже практически 100 проц учащихся дневных отделений. Исходя из этого, вузы должны корректировать расписание занятий, считает И.Артюшина.

При этом получается замкнутый круг – в службах занятости полно вакансий – как рабочих, так и для специалистов, причем по упомянутым выше популярным специальностям. Проблема в том, что стартовые зарплаты, предлагаемые там, крайне низкие. Скажем, очень много строительных вакансий, говорит начальник отдела профобучения департамента федеральной государственной службы занятости населения Москвы Елена Трофимова. Однако начальная зарплата там – в среднем 13 тысяч рублей. Понятно, что такие предложения годами "висят" в базе данных, оставаясь невостребованными. Московские власти регулярно обнародуют статистику, согласно которой средняя зарплата по Москве – 32 тысячи рублей. В будущем столичный мэр Юрий Лужков пообещал довести эту цифру до 45 тысяч рублей. Исходя из такой информации, вчерашние студенты вовсе не горят желанием "продавать себя задешево" и оценивают свою квалификацию куда выше. По мнению Е.Трофимовой, чтобы вакансии начали заполняться, работодатели должны повысить уровень стартовых зарплат минимум до 20 тысяч рублей, а если речь идет о специалисте с высшим образованием, то и до 25 тысяч рублей. Тогда вакансии постепенно начнут "закрываться".

Но здесь надо понять и работодателя. Брать на работу студента - большой риск. Ведь неизвестно, как покажет себя специалист без опыта работы. Тем более, что, к сожалению, вузы пока не корректируют свои методические планы и программы обучения в соответствии с требованиями рынка. Причина этого – недостаточно развитые формы взаимодействия учебных заведений и работодателей и крайняя дороговизна подготовки специалистов по некоторым специальностям. Выучить хорошего инженера или строителя не просто дорого, а очень дорого, отмечали представители профильных вузов, принявшие участие в дискуссии. Нужны и лабораторные помещения, оборудованные современными пособиями, и практические занятия на производстве. С последним сложности даже у такого вуза "с именем", как Российский университет дружбы народов. По словам первого проректора РУДН, доктора физико-математических наук Александра Ефремова, устроить студентов на практику, например, в Госдуму или корпорацию с "громким" названием бесплатно практически невозможно. От вуза требуют денег за проведение такой практики. Но ведь опыт работы в подобных структурах делает студента настоящим специалистом, способным уже после окончания университета претендовать на зарплату от 45 тысяч рублей. Эту проблему учебным заведениям приходится решать. Вдобавок, работодатели лишь на словах готовы идти навстречу вузам, принимая участие в совместной разработке методических рекомендаций, позволяющих готовить студентов в соответствии с требованиями рынка. Все эти проблемы нужно решать, и тогда в фирмы и организации придут хорошо подготовленные специалисты, которым не жаль будет платить хорошие деньги.