Безвизовый режим, ДОВСЕ и другие камни преткновения: что мешает дружбе РФ и ЕС

На модерации Отложенный Отношения России и Евросоюза порой напоминают совместную жизнь двух супругов, испытывающих по отношению друг к другу лишь злость и раздражение. Любовь давно прошла, однако осталась общая квартира, которую просто так не разделишь: в коммуналку никому не хочется, а на доплату денег нет. Вдобавок, есть дети, которых нужно кормить, учить и вообще "выводить в люди". Так и живут - каждый своей жизнью, поневоле ведут общее хозяйство и все чаще разражаются по адресу сожителя нелицеприятными репликами. Сравнение, конечно, натянутое, но доля истины в нем есть.

В среду Евросоюз, выдержав полагающуюся паузу, признал, что в ходе парламентских выборов в России было немало нарушений. И голосование было проведено неправильно, и СМИ ущемлялись, и оппозиции не давали слова лишний раз сказать. "Все это не соответствует демократическим нормам и обязательствам, взятым на себя Россией", - говорится в заявлении председательствующей сейчас в ЕС Португалии. Впрочем, руководство Евросоюза все же признает, что выборы в России прошли "организованно и с соблюдением порядка". Российские официальные структуры уже оценивали подобные упреки со стороны наблюдателей ОБСЕ и ПАСЕ как некорректные и надуманные, так что мнение ЕС наверняка опять вызовет подобную реакцию. В конечном итоге стороны обменяются очередной серией обвинений, которые никоим образом не улучшат общего климата отношений.

Оценку сложившейся между двумя мощными силами в регионах напряженности дали участники пресс-конференции "Россия-Евросоюз: 10 лет поиска партнерства. Что дальше?" Все они отметили тенденцию возвращения взаимного недоверия - иногда веет прохладой, типичной для советских времен. Между тем, с тех пор много воды утекло, и сегодня как Россия не мыслит своего существования без Евросоюза, так и ЕС не сможет выжить без России. Этот тезис заместитель председателя комитета по международным делам Совета Федерации Василий Лихачев подтвердил цифрами. Прагматизм в отношениях сегодня является определяющим фактором: товарооборот со странами ЕС сегодня составляет более 50 проц внешнеторгового оборота России. На ЕС приходится 70 проц инвестиций в нашу экономику. Россия находится на третьем месте по импорту из Европы и на четвертом месте - по экспорту в ЕС. Если в 2006 году товарооборот составил 230 млрд евро, то уже в июле нынешнего года - 120-130 млрд евро. Так что по итогам 2007 года цифры ожидаются более высокие, чем год назад. И это понятно. Сегодня Россия обеспечивает 27 проц потребностей Европы в газе и 24 проц потребностей в нефти. И согласно энергетической стратегии Брюсселя, к 2020 году зависимость от импорта энергоносителей вырастет до 70 проц. Естественно, "львиная доля" придется на Россию.

Не так уж мешают партнерству и политические коллизии. Вспомнить хотя бы Польшу, блокирующую начало переговоров о новом соглашении Россия-ЕС. Трения с польским мясом начались два года назад, но, несмотря на это, Польша находится на четвертом месте по объемам торговли с Россией после Германии, Нидерландов и Италии. После того, как "мясной вопрос" будет урегулирован - а это, по мнению В.Лихачева, произойдет скоро - торговать страны будут еще больше.

Но это не мешает Европе испытывать страх перед Россией. Как заявил в среду вице-президент Еврокомиссии и бывший премьер-министр Эстонии Сийм Каллас в интервью эстонской газете Eesti Paevaleht, Евросоюз все чаще рассматривает Москву как опасность. По его мнению, отношение к нам в европейском обществе сегодня на 100 проц критическое, и политикам очень трудно переломить этот тренд. "Своим вызывающим поведением Россия вряд ли чего-либо добьется", - цитирует издание вице-президента Еврокомиссии. По его мнению, сегодня страны ЕС проводят по отношении к России единую политику, и тех, кто намерен "играть в свою игру", становится все меньше.

Но это не совсем верно, считают участники пресс-конференции. Европейцы все же разные, и они относятся к нашей стране, исходя из своего опыта и деловых интересов здесь, считает директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. Те, кто сотрудничает с Россией в области бизнеса, буквально в восторге. Они отмечают и позитивные тенденции в экономике, и глобальные перспективы развития страны, и "море идей". По их мнению, Россия куда более благоприятна для бизнеса, нежели давно "расписанное и поделенное" экономическое пространство Евросоюза, вдобавок зашоренное бюрократическим законодательством. Те же, кто не имеет делового интереса, а также некоторые политики склонны расценивать Россию как "империю зла".

От них-то и можно услышать обвинения в нарушении прав и свобод и энергетическом шантаже.

Кроме того, поддерживает его директор Центра европейской безопасности, заместитель директора ИНИОН РАН Татьяна Пархалина, для Европы в отношениях с ЕС в равной степени являются определяющими демократические ценности и прагматические интересы. И если страны "старой Европы", такие, как Франция или Германия, склонны в большей степени руководствоваться интересами, то "младоевропейцы" в лице той же Польши чаще рассуждают о попранных ценностях демократии. Так что никакого единства в самой Европе нет. Монолитом ее назвать нельзя никак, особенно после расширения в 2004 году за счет бывших социалистических государств Восточной Европы. Слишком пестрым получается "общеевропейское одеяло": уровень жизни в Германии и Латвии никак нельзя назвать одинаковым, поэтому на рынок труда благополучных государств хлынул поток мигрантов, готовых работать за любые деньги. Вдобавок жители "старой Европы" упрекают новичков за разгул криминала, наводнившего их тихие городки. Кроме того, для поддержания экономической стабильности "новых европейцев" приходится спонсировать из бюджета ЕС, который пополняют, конечно же, "старички".

Отсутствие европейского единства - одна из причин того, что вектор отношений Россия-ЕС никак не выстраивается, считает Т.Пархалина. Еще одна причина - противоположного свойства, но с теми же "корнями". Россия за прошедшие десять лет существенно окрепла, пройдя путь от просителя, которому Европа дает в долг и поучает, как строить демократию, до мощного государства, претендующего на первые роли на международной арене. После того, как цены на нефть приблизились к 100 долл за баррель, для этого, по мнению участников конференции, есть все основания. Конечно, критика Кремля за чрезмерную узурпацию власти во многом справедлива, полагает Р.Гринберг. Но это лишь издержки "диких 90-х", когда россияне получили свободы больше, чем могли осилить. В любом случае, даже если бы власть не подключила административный ресурс, "Единая Россия" победила бы только благодаря Владимиру Путину. Население поддерживает президента благодаря стабильности, которой ему удалось достичь, и это так, как бы это ни было не по нраву западным критикам.

Что ж, в любом случае, европейское направление останется для нас приоритетным, резюмируют участники мероприятия. А если так - необходимо обратить внимание на "демократическую составляющую". Демократические ценности крайне важны для Европы, и, если мы будем демонстрировать отход от них, строить отношения станет еще сложнее. Конечно, Россия никогда не станет членом Евросоюза - это не нужно ни той, ни другой стороне. Идеал для нас в этом плане Норвегия - государство, чей уровень жизни превышает общеевропейский, но не подчиняющееся законам Евросоюза. Но это, увы, дело весьма отдаленного будущего.

Если говорить о конкретных направлениях сближения, то следует отметить упрощение визового режима. Т.Пархалина отмечает, что нескольким категориям граждан уже удалось упростить въезд в ЕС. Остальным же придется подождать полной отмены виз еще несколько лет. Сейчас переговоры находятся в стадии обсуждения, и европейские консульства относятся к российским гражданам по-разному. Больше всего сложностей отмечают те, кто намерен посетить Германию и Францию. Визы других стран получить несколько проще - по крайней мере, пока.

Похоже, что наметились сдвиги и в части подписания Соглашения о партнерстве. Если Польша, как об этом говорилось ранее, снимет эмбарго, подписать этот документ сможет уже следующий президент России - по окончании его четырехлетнего срока правления, полагают участники пресс-конференции. Что же касается ДОВСЕ, то выход России из него в равной степени навредил всем участникам. Но теперь и Запад задумался о возможных уступках ради сохранения договора. 7 декабря в Брюсселе встречаются главы МИД стран НАТО. Они будут обсуждать, в частности, как ответить на выпад России. Если НАТО примет решение также приостановить действие ДОВСЕ, напряженность в регионе существенно вырастет. Если же альянс пойдет на уступки, то договор может стать реальным инструментом поддержания стабильности в Европе. На это, собственно, рассчитывали те, кто подписывал его первоначальный вариант в далеком 1990 году.