Габалинская РЛС: предательство или прагматизм?

На модерации Отложенный

Сообщение о том, что США всерьез рассматривают предложение России совместно эксплуатировать Габалинскую РЛС в Азербайджане, не отказавшись при этом от планов национальной ПРО в Восточной Европе, вызвало бурю экспертных оценок как в российской, так и в зарубежной печати. Американские политологи выражают удовлетворение от такого предложения в превосходных степенях, иранцы откровенно называют это предательством, а русские патриоты уверены в том, что это — очередной «кидок» страны после закрытия российских баз на Кубе и в других регионах мира.

Дровишек в костер добавили и появившиеся в прессе заявления некоторых российских генералов, что Россия, возможно, вообще откажется от Габалинской РЛС. А свято место, как известно, пусто не бывает. И эксперты логично предполагают, что в таком случае здесь окажутся «заклятые друзья» Москвы – американцы.

Строительство радара «объект номер 754» — радиолокационной станции «Дарьял» в Габале, что в 250 км от Баку, началось в 1977 году как наш «ответ Чемберлену» на американский проект присутствия атомных подлодок в Индийском океане. Не прошло и восьми лет, как «объект номер 754» — 17-этажное здание высотой 87 метров – заступил на боевое дежурство, а его творцы были удостоены государственных премий СССР. Главная задача «Дарьяла» — раннее обнаружение пусков межконтинентальных баллистических ракет. РЛС сканирует все живое и мертвое в радиусе 6 тыс. километров. В зону прямой видимости входит территория и воздушное пространство Китая, Турции, Ирана, Ирака, Пакистана, Индии, Австралии, а также большей части стран Африки, островов Индийского и Атлантического океанов. Габала может одновременно отслеживать 20 сложных и 100 одиночных целей. Сегодня здесь проходят службу 1 тыс. 400 российских военнослужащих. Россия арендует станцию до 2012 года, выкладывая по $7 млн в год.

Почти все эксперты и издания в один голос приписывают идею совместной с США эксплуатации станции президенту России Владимиру Путину. Однако это не совсем так, или, скорее даже, совсем не так. Свет на эту историю проливает посол России в Азербайджане Василий Истратов, который 15 мая 2007 года на пресс-конференции в Баку обмолвился: «США неоднократно проявляли заинтересованность в получении информации от РЛС, которыми располагает Россия, в том числе и от Габалинской РЛС». А еще ранее, 2 мая, в азербайджанском сетевом издании «Day.Az» появилось сообщение, на которое почти никто не обратил внимания – «США предлагают России и Азербайджану совместно использовать Габалинскую РЛС».

«Day.Az», ссылаясь на военные источники, сообщал, что «США и Россия могут начать совместное использование Габалинской РЛС. В связи с этим представители Пентагона, Минобороны России и правительства Азербайджана могут провести трехсторонние переговоры». В заметке цитируются также слова анонимного представителя Пентагона: «Мы были бы весьма признательны российской и азербайджанской стороне, если бы они дали разрешение на совместное использование Габалинской РЛС. Географическое расположение этой станции очень выгодное, и высшее американское руководство очень заинтересовано (...) в использовании этой станции».

Нет сомнения в том, что это осторожное предложение американцев, просочившееся в азербайджанскую печать, прорабатывалось за закрытой дверью справа налево, вдоль и поперек и в Минобороны России, и в МИДе, и в Кремле — самим президентом. Очевидно, по разным причинам было решено принять его, но с максимальной выгодой для страны. Дальнейшее известно – «неожиданно» 7 июня на саммите G8 в германском Хайлигендамме Владимир Путин озвучил неофициальное американское предложение, переформулировав его Бушу и всему мировому обществу по-русски: совместное использование Габалы взамен на отказ от размещения элементов американской ПРО в Чехии и Польше.

Это «убойное» предложение на тот момент казалось, очевидно, беспроигрышным. Если США примут его (неужели и наши военные, и наши политики на самом деле так наивны?), то российская дипломатия будет праздновать победу над американскими планами ПРО в Восточной Европе. Козырная карта России окажется сверху. Если США откажутся от сыра в российской мышеловке, то Москва, опять же, в выигрыше: весь мир увидит оскал американского империализма.

Мы хотели, как лучше, но американцы поступили, как всегда, — исходя исключительно из собственных интересов. Они не отказались от ПРО в Чехии и Польше, и они приняли для рассмотрения «убойное» предложение русских о совместной эксплуатации Габалинской РЛС. События развиваются очень быстро: уже в ближайшие дни экспертная группа из российских, американских и азербайджанских специалистов отправится в Габалу для изучения возможностей совместного использования бывшего советского «Дарьяла». (Нетрудно представить, с какими чувствами превосходства и самоуверенности звездно-полосатые генералы переступят порог этой РЛС.)

Интересно, что, получая такой царский подарок от Москвы, американцы и НАТО ведут с ней еще и политический торг.

Недавно генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил Путину, что возможность использования Габалинской РЛС не рассматривается как альтернатива американской системы ПРО в Чехии и Польше. Принижая значение Габалинской РЛС, глава американского агентства по противоракетной обороне генерал-лейтенант Генри Оберинг заявил, что радар расположен слишком близко к Ирану, чтобы его можно было использовать для перехвата ракет на среднем участке полета. Его, мол, можно использовать, но только в тандеме с более мощным радаром, который будет расположен в Чехии. Подтекст ясен: коль предлагаете, мы согласны, но не больно уж и ценен ваш подарок. Это притом, что инициаторами этой Joint Company были сами американцы.

Азербайджанский военный эксперт Узеир Джафаров считает, что «вопрос совместного использования РЛС между США и Россией обязательно решится положительно. Понятно, что американская сторона будет настаивать на модернизации станции, на реконструкции ее оборудования и техники, поскольку они не смогут работать на старой советской технике. Думаю, американцы полноценно придут в Габалу после завершения своих неотложных дел по оборудованию сил ПРО в Польше и Чехии. Это вопрос уже решенный».

Для нас же главный вопрос этой туманной истории – а что с этого будет иметь Россия? Пока оптимистический ответ не просматривается (хотя, очевидно, мы не знаем всех деталей закулисной политической сделки). Скорее можно сказать, чего Россия не будет иметь.

Предлагая США Габалу для совместного использования (допускаю, что это такой себе транзитный обезболивающий период плавного «перелива» станции непосредственно в руки США), Москва фактически признает наличие угрозы для мира со стороны Ирана, на чем бесконечно настаивают американцы. А признавая, хотя бы и косвенно, эту угрозу, Россия – хочет она того или нет — поддерживает политику США в отношении «изгоя» Тегерана: президент Буш и его окружение не раз говорили, что не исключают атаки на Иран, который якобы разрабатывает ядерную военную программу. (Хотя этого пока еще никто не сумел доказать, включая МАГАТЭ.) То есть в лице России США приобретают мощного союзника в пропагандистской антииранской истерии. Об этом свидетельствует и странная возня Москвы вокруг приостановки строительства АЭС в Бушере. Россия же, напротив, теряет союзника на Ближнем Востоке, переходя в разряд врагов исламского государства.

Кроме того, Россия в любом случае теряет свои позиции и на территории бывшего советского Кавказа. Некоторые генералы, имеющие отношение к Габале, (очевидно, с их подачи и принималось решение) утверждают, что «Россия не может ставить под удар свою безопасность в зависимость от политиков другой страны». Что в переводе на русский означает: Азербайджан – недружественная нам страна, аренда РЛС заканчивается в 2012 году, и вряд ли Баку согласится продлить ее. Если учесть, что США уже имеют некоторые объекты на территории Азербайджана, что он – кандидат на прием в НАТО, то логично будет предположить, что пролонгации аренды таки не будет. Условием приема в НАТО является отсутствие на территории кандидата иностранных военных. Азербайджан, председательствующий сейчас в ГУАМ, тихой сапой стремится в НАТО, несмотря даже на возможные осложнения со своим соседом и религиозным собратом Ираном. Передача Габалы американцам, безусловно, пойдет ему в зачет.

Как ни крути, а при любых раскладах – даже если допустить, что российская и американская верхушки договорятся о создании совместной ПРО в Европе, и бывший советский «Дарьял» станет одним из ее элементов, — трудно поверить в то, что США допустят Россию ко всем уровням ее управления. Ситуация с совместным использованием Габалы, как и с гипотетическим созданием общей с Америкой ПРО, о чем время от времени пишут у нас и на Западе, напоминает давнюю историю с совместным англо-американским проектом создания атомного оружия в годы Второй мировой. Тогда Великобритания имела все шансы стать первой страной, покорившей ядерную цепную реакцию. Но американцы, предложив Лондону работать над проектом совместно, убедили его в том, что делать это лучше в их лабораториях. В результате англичане были полностью вытеснены из проекта, и Лондону даже не сообщили о пуске первого атомного реактора в Чикаго.

Похоже, такая же история будет и с Габалой, за которой для России, региона и мира стоит много больше, чем просто какая-то там РЛС. Похоже, у России просто не было выбора. И озвученное Путиным американское желание совместной эксплуатации этой РЛС, но взамен на отказ США от ПРО в Восточной Европе получается едва ли не единственно разумным, которым грех было бы не воспользоваться. Ведь результат в любом случае предопределен: Россию вытесняют из ее традиционных зон влияния. Всюду. Для россиян вопрос заключается в том, почему так происходит. Почему российские власти и их внешняя политика оказались столь неэффективными, что страна сдает свои мировые зоны влияния одну за другой — под громкие заявления о симметричных, ассиметричных и адекватных ответах?