Главная тайна страны - это взаимоотношения Владимира Путина и Романа Абрамовича. Часть II

На модерации Отложенный Б.НЕМЦОВ: Я не сторонник революций и силового захвата власти. Я считаю, что в России это было, кончилось это печально, трагедией для нашей страны, инее хотелось бы, чтобы кровь лилась снова – я против. Я не говорю, что миллион людей должны выходить на улицу – люди действительно инертны, у них много своих домашних дел, они аполитичны. Но то, что оппозиция должна пользоваться политической поддержкой – пусть даже сидя дома граждане должны ее поддерживать – для меня это совершенно очевидно. Поэтому такая просветительская деятельность, деятельность разъяснительная, направленная на разоблачение режима – это ключевой вопрос. А попытки каким-то образом с помощью прутьев решить эту проблему – ничего мы не получим. Получим только большое количество крови, и невинных людей, сидящих в тюрьмах - я против. Я считаю, что это неправильно, это было.

Е.АЛЬБАЦ: Константин Вирский из Санкт-Петербурга: «С властью, в том виде, в котором она сегодня представлена, нельзя общаться языком лозунгов, речей и судебных решений. Это очень похоже на беседу хулигана с домашним мальчиком – один душит и улыбается, другой утирает слезы и продолжает терпеть - ну пойми же ты, это неправильно. Невозможно словами убедить хулигана, воспитанного в условиях абсолютной диктатуры, если не любить, то хотя бы уважать ближнего». Это вопрос Николаю – вы говорите, что для правозащитников проблемы оппозиции не существует. Вот вам Константин говорит, что с хулиганом невозможно разговаривать исключительно на языке закона.

Н.ЗБОРОШЕНКО: Я против категорически насильственных действий. Это ни к чему хорошему никогда не приводило, это лишь действительно пополнение рядов заключенных. При том, организации, к которым относятся эти заключенные – в УВД их бросают на произвол судьбы. Привлекают к акциям несовершеннолетних, что, на мой взгляд, также неправильно.

Е.АЛЬБАЦ: Но вопрос все-таки следующий - вы говорите, что вы правозащитник, вопрос объединения политической оппозиции вам не интересен. Но Константин вам задает резонный вопрос - вы предлагаете с хулиганом разговаривать на языке закона, которого он не понимает. Как? Вы вышли на Славянскую площадь в пятницу, вам кто-то там дал в лицо. А вы будете продолжать ему говорить о том, как подставить вторую щеку?\\

И.ЯШИН: Совершенно верно. Надо подставлять другую щеку – это тактика гражданского ненасильственного сопротивления. Очень важно, чтобы оппозиция в споре с государственным хулиганом сама не становилась хулиганом. Это принципиальный и ключевой момент, я бы сказал - такой нравственный императив для оппозиции – оппозиция не должна превращаться сама в хулигана, и политика не должна превращаться в уличную драку одной шпаны с другой шпаной.

Е.АЛЬБАЦ: Илья, но возникает вопрос – в пятницу на Славянской площади люди скандировали - соблюдайте ваши законы.

И.ЯШИН: И правильно делали.

Е.АЛЬБАЦ: Это главный лозунг советского времени. Как с этим быть?

И.ЯШИН: Правильно делали. Потому что в политике побеждает не тот, на чьей стороне сила, а тот, на чьей стороне правда. И нет никаких сомнений, что правда и общественная поддержка, в конфликте здоровых омоновских отожравшихся людей против безоружных людей, которых они избивали - правда. И общественная поддержка всегда на стороне тех, кого бьют.
А уж если вас бьют не по делу, если вас бьют ни за что, то общественная поддержка у вас всегда будет.

Е.АЛЬБАЦ: Э.Лимонов - вас часто обвиняют в том, что вы ведете за собой молодых ребят, которые потом оказываются в лагерях и тюрьмах.

Э.ЛИМОНОВ: Во-первых, каждый у нас решает – все взрослые люди - что значит – молодых ребят? Это какой-то возрастной расизм - вы предполагаете, что человек в 16 лет меньше понимает, чем мы все? Я это отметаю абсолютно. У нас идут и ходили в запрещенной партии на акции добровольцы. Никто никогда никому не промывал ни мозги, ни – люди сами приходят к необходимости столкновения с системой. Столкновения ненасильственного – как тут говорил И.Яшин - никогда такого не было, мы никогда не обстреливали ОМОН, не бросались на них с дубинками.

И.ЯШИН: Только с майонезом.

Э.ЛИМОНОВ: да, если обстреливали, то безобидными вещами. Теперь что касается того, что произошло на Славянской площади и - ну, слушайте, - полицейское государство во всей его красе - то, что там случилось, одновременно и отрадно. Знаете, почему? Людей избили? – плохо. Но зато теперь в отрядах на «Маршах несогласных» прибавится неформалов – это абсолютно точно. У кого-то отобрали еще одну надежду, кого-то растолкали, и уже этой лени, потягивания пива на Арбате, не будет, - не будут давать это делать. И это, на самом деле, хорошо, - чем больше на баррикаде, на нашей стороне людей, тем быстрее мы эту власть, как говорит Гарри Кимович, демонтируем.

Н.ЗБОРОШЕНКО: Это губительная тактика.

Е.АЛЬБАЦ: Иван, мелкий служащий из Белоруссии: «Борис Ефимович, объясните очень коротко, что делает демократической оппозиции сейчас, в отличие от предыдущих попыток объединиться?»

Б.НЕМЦОВ: думаю, что мы до конца года создадим движение. В это движение впервые за последние 15 лет войдут представители разных демократических партий, в том числе, партии «Яблоко», СПС, и ОГФ, и правозащитники - я очень надеюсь на это, по крайней мере, они очень активное участие принимали в конференции 5 апреля. Должен сказать, что мы не будем наступать на грабли лидерства, у нас не будет одного лидера, у нас будет коллегиальное руководство – по этому поводу есть согласие всех участников процесса. Кроме того, мы выработали такую политическую платформу, которая. На мой взгляд, может нас объединить не в короткую, а на длинную перспективу. И цели наши понятны – действительно, вернуть стране народовластие, вернуть стране выборы, вернуть стране многопартийность, отменить цензуру. Добиться независимого правосудия, добиться прекращения вот этого призывного рабства, добиться правильной социальной политики, адекватной и эффективной. Я считаю, что по всем этим вопросам есть согласие - а значит, движение будет создано. Есть огромное количество людей, в том числе, среди демократов, которые очень ревностно к этому процессу относятся и всячески пытаются его остановить или расколоть. И делают они это вместе с властями.

Е.АЛЬБАЦ: есть шанс объединиться, Илья?

И.ЯШИН: Есть шанс объединиться.

Е.АЛЬБАЦ: Эдуард?

Э.ЛИМОНОВ: Есть шанс на единение всех политических сил в стране, оппозиционных сил. Он есть.

Е.АЛЬБАЦ: И на этом мы завершаем программу. Услышимся через неделю. Спасибо всем, кто принимал в этом участие.