Проститутки и английский спасут экономику Эстонии

На модерации Отложенный

В Эстонии ищут пути спасения экономики, оказавшейся под угрозой обвала инвестиционной пирамиды, построенной скандинавскими банками, и продолжающей терять доходы от российского транзита. Эти поиски приводят к весьма оригинальным предложениям.

Эстонская пирамида на грани обвала

Рост спроса на недвижимость, обусловленный дешевыми ипотечными предложениями, – в первую очередь от SEB банка, Шведского банка и финских банков Nordea и Shampo, – стал основой экономического роста Эстонии в течение последних пяти лет. Однако в этом году ситуация изменилась. Результатом вброса в эстонскую экономику через сделки с недвижимостью заимствованных денег стал рост зарплат, увеличение долгового бремени населения и разгоняющаяся инфляция.

Стабилизация экономики Японии – основного поставщика дешевых кредитов, привела к замедлению роста инвестиционной пирамиды во всей мировой экономике, в том числе в Эстонии. Эстонский рынок недвижимости откатился на три года. В третьем квартале 2007 года, по данным департамента статистики, было заключено только 11 400 сделок купли-продажи недвижимости. Последний раз менее 12 000 сделок было заверено в первом квартале 2004 года.

По сравнению с третьим кварталом прошлого года общее количество сделок снизилось на четверть, а по сравнению со вторым кварталом текущего года – на 17%. Общая стоимость сделок составила 12,7 млрд крон, что также на четверть меньше, чем год назад или в прошлом квартале. В основном снижение общего количества сделок обусловлено уменьшением числа сделок по квартирам: по сравнению с тем же периодом прошлого года их стало на четверть меньше, а по сравнению с предыдущим кварталом – на 20% меньше, сообщает газета Postimees.

Стоит отметить, что сокращение инвестиционных потоков в эстонскую недвижимость совпало с другими негативными факторами, сформировавшимися вследствие деятельности эстонского правительства. Так, например, популистские повышения заработной платы эстонским чиновникам и введение высоких акцизов на многие товары подстегнули рост цен. Введение запрета на курение в ресторанах и барах, а также превентивная работа по ограничению проституции, негативно сказались на других «локомотивах» эстонской экономики – финском алкогольном и британском сексуальном туризме.

Оскорбление, нанесенное эстонскими властями русскому народу переносом мемориала борцам с фашизмом «Бронзовый солдат» и преследование антифашистов, привели к противостоянию эстонских властей с Россией и уничтожению одной из немногих реальных отраслей экономики – транзитного сектора.

Совокупность этих факторов привела к тому, что международные рейтинговые агентства понизили рейтинг эстонской экономики, а основные кредиторы Эстонии — скандинавские банки – приступили к разработке кризисных программ.

Выбор из двух зол

От «переохлаждения» эстонскую экономику спасет только альтернативный мощный экономический мотор, считает предприниматель Яан Ымблус. Ни для кого не секрет, что в последние годы основным двигателем роста были одолженные деньги, на которые развивался рынок недвижимости, пишет Ымблус в Eesti Päevaleht Online. Для сохранения существующей ситуации Эстонии нужны каждый год дополнительно 50-60 млрд. крон (примерно 120 млрд. рублей) ликвидности, считает предприниматель.

«Недвижимость больше не может везти нашу экономику, — пишет Ымблус. — Нужна жизнеспособная альтернатива, обеспечивающая 50 млрд. крон в год. Если такая альтернатива будет найдена, мы мягко приземлимся или полетим дальше, если нет – падать будет больно».

Мировой опыт показывает, что когда у людей нет хороших альтернатив, в ход идут плохие, напоминает предприниматель и приводит примеры – наркоторговля в Афганистане и Южной Америке, проституция в странах Азии, торговля людьми в Африке.

Кстати, в некоторых странах Азии проституция дает более 10% ВВП, эту сферу называют проектом ревитализации экономики.

Заметим, что в данный момент наркоторговлю, как «локомотив» эстонской экономики рассматривать не стоит, хотя Эстония и занимает важное место в этой «отрасли». Эстония, в этом смысле, представляет из себя базу для переработки наркотического сырья и поставок «черных» и растительных» наркотиков из Азии в Европу и Скандинавию, а «белых» и синтетических – в Россию.

Однако в последнее время в Латинской Америке, Голландии, Финляндии и России были разрушены крупные сети эстонских наркоторговцев, а эстонская полиция ранее разгромила крупнейшие в Европе нарколаборатории, располагавшиеся в эстонской провинции. Это, естественно, понизило «конкурентоспособность» страны в мировой наркоторговле.

Видимо поэтому, в качестве альтернативного сценария спасения эстонской экономики Яан Ымблус рассматривает сектор ориентированного на проституцию туризма. «Предположим, что средний работник за час производит около 1000 крон. Необходимое для поддержания экономики Эстонии количество рабочих часов в этом секторе должно составить 50 млн. в год. Если человек может отработать в год 2000 часов, значит, в этом секторе должны найти применение 25 000 человек или даже больше», — делает вывод предприниматель.

«Если приведенная идея будет воплощена в жизнь, мы станем весьма заметным центром подобного туризма», — отмечает Ымблус и... выражает надежду, что этого все-таки не произойдет. Однако он отмечает, что приведенный пример показывает, насколько мощный экономический двигатель нужен Эстонии, чтобы заполнить экономический вакуум, созданный культом кредитов и недвижимости.

Английский с эстонским акцентом

Власти Таллина придумали свой способ спасения экономики. Сегодня на конференции, посвященной перспективам развития столицы, председатель Таллинского горсобрания Тоомас Витсут заявил, что в городе вторым официальным языком мог бы стать английский. По словам Витсута, применение английского языка в официальных учреждениях способствовало бы привлекательности Таллина для иностранных предприятий. По оценке Витсута, посредством этого удалось бы смягчить экономический спад и компенсировать ущерб от ухода из Эстонии после апрельских событий российских предпринимателей.

При этом стоит отметить, что Витсут является представителем оппозиционной Центристской партии Эстонии, находящейся у власти в Таллине исключительно благодаря поддержке русскоязычного электората столицы. И именно Витсут возглавлял «круглый стол» мэрии Таллина, целью которого было «выжать» из русской общины согласие на перенос или изменения смысла захоронения на Тынисмяги. Примечательно и то, что для русских предпринимателей – как из России, так и из самой Эстонии, – Центристская партия так и не дала возможности работать с Таллином на родном языке.

Учитывая то, что интерес британцев к Таллину одна из лондонских газет сформулировала как «хорошее место для мальчишников», видимо, столичная мэрия решила реализовать сценарий развития Эстонии, описанный Ымбусом. Кстати, в северо-восточной Эстонии – депрессивном регионе, где проживают в основном русские, и который традиционно поставлял работниц для таллинской секс-индустрии, – у власти многие годы также находится Центристская партия.