Отставка министра Леонида Реймана может повлиять на судьбу СМАРТСа

На модерации Отложенный

В ближайшее время может состояться сделка по продаже Геннадием Кирюшиным его детища - ОАО «СМАРТС». Вероятным покупателем считается оператор сотовой связи МТС, собственник оценивает компанию в $1 млрд. После продажи СМАРТСа, возможно, будет прекращено уголовное дело против Геннадия Кирюшина. Правда, некоторые эксперты считают, что сделка может потерять актуальность, не состоявшись, поскольку совсем недавно пост министра связи покинул Леонид Рейман, с которым у Геннадия Кирюшина были не самые лучшие отношения.

В потенциале $1 млрд.
В начале апреля 2008 года сразу на нескольких интернет-ресурсах появилась информация, что МТС сделал оферту размером в $ 1 млрд по приобретению 97% акций компании СМАРТС. Официально тогда стороны ничего не подтвердили, но и не опровергли. После чего наступило определенное затишье. До недавнего времени не было ясно, что намерен предпринять основной акционер СМАРТСа Геннадий Кирюшин.
Но, как стало известно, все это время МТС и СМАРТС вели переговоры. По словам источника в компании, сделка практически близка к завершению и решение о продаже СМАРТСа Геннадий Кирюшин может принять в любой момент.

Ранее генеральный директор СМАРТСа Андрей Гирев неоднократно заявлял, что переговоры о возможной продаже компании ведутся сразу с несколькими возможными покупателями. Но кто именно претендует на акции СМАРТСа, в компании не называли. В качестве отговорок всегда использовалась всеобъемлющая формулировка - «мы подписали соглашение о конфиденциальности». В очередной раз применил ее и Геннадий Кирюшин, когда ему был задан вопрос о переговорах с МТС. Таким образом, он не подтвердил, но и не стал опровергать информацию о скорой продаже компании. Аналогично поступили и в МТС. «Мы воздержимся от комментариев. В соответствии с нашей информационной политикой, мы не комментируем слухи», - заявила пресс-секретарь ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Ирина Осадчая.

В принципе, сейчас МТС выглядит наиболее вероятным претендентом на акции СМАРТСа. Тем более, если оператор действительно предложил сумму в $1 млрд.
Существует несколько причин, по которым покупка этой компании будет выгодна для федерального оператора. Сейчас по числу абонентов СМАРТС занимает седьмое место в России. Если акционерам сотовых компаний удастся договориться и сделка состоится, то МТС сможет серьезно укрепить свои позиции на рынке. Еще одной немаловажной причиной является и то, что, приобретая СМАРТС, МТС получает ключ к сотовому рынку Пензенской области, где федеральный оператор до сих пор не может получить лицензию на предоставление услуг сотовой связи. В настоящее время отсутствие Пензенской области в списке регионов присутствия МТС наносит серьезный удар по имиджу федерального оператора - это единственный регион, где пока не работает МТС. Что же касается Поволжья, то после приобретения СМАРТСа МТС наконец-то сможет по суммарной абонентской базе догнать «МегаФон», который сейчас является признанным лидером.

Аналитик Mforum Analytics Дмитрий Деев считает, что если сделка состоится, то МТС только увеличит свою долю на рынке. При этом, по его словам, вряд ли МТС будет продолжать развивать бренд СМАРТС, поскольку это будет нецелесообразно.
Несмотря на то, что ни МТС, ни СМАРТС сейчас никаких комментариев о возможной сделке не дают, все же есть ряд косвенных признаков, которые свидетельствуют в пользу предстоящей сделки. В частности, как говорят эксперты «Советника», ситуация в СМАРТСе очень напоминает предпродажную подготовку, поскольку компания пытается любыми способами увеличить свои финансовые показатели. По неофициальной информации, оператор начал сворачивать свои социальные проекты, которым раньше уделял большое внимание, а также уменьшать расходы на PR-продвижение, переориентировавшись исключительно напрямую рекламу. Кроме того, на прошедшем недавно собрании акционеров было принято решение, что в этом году СМАРТС не будет выплачивать дивиденды.

Как продавали СМАРТС
Следует отметить, что это не первый случай, когда появляется информация о возможной продаже СМАРТСа. Фактически Геннадий Кирюшин уже более шести лет пытается найти покупателя на акции компании. Или пытается сделать вид, что хочет продать ее. Первоначально речь шла о реализации блокирующего пакета акций 25% плюс одна акция. Позже стало известно, что Кирюшин выразил готовность избавиться уже от 75% акций компании. Список возможных покупателей никогда не разглашался. Но было ясно, что в их число входили операторы «большой тройки», Те1е2, а также ряд зарубежных инвесторов. Причем в разное время руководство СМАРТСа заявляло, что сделка вот-вот состоится. Правда, после этого часто следовали заявления, что сторонам не удалось договориться по ряду пунктов и СМАРТС вновь ищет покупателя на свои акции. Параллельно менялся и список претендентов. То говорили, что новым собственником СМАРТСа станет Теlе2, то МТС, но именно эти две компании были основными претендентами на акции поволжского оператора. К тому же, руководство МТС неоднократно заявляло о своей заинтересованности в приобретении акций СМАРТСа.

Что касается остальных участников переговоров, то здесь ситуация выглядела неоднозначно. К примеру, сначала появилась информация, что «МегаФону» были интересны некоторые активы СМАРТСа. Позже ее опровергло сообщение, что компания пока не намерена ничего приобретать, предпочитая вести развитие собственными силами, а не путем поглощения. И определенная логика в этом была. Ведь, приобретя СМАРТС, «МегаФону» пришлось бы затратить много времени и средств на его интеграцию в свою структуру. Тем более что уже имеется пример поглощения «Вымпелкомом» приобретенного «Билайн-Самара».

Очередной виток в деле продажи СМАРТСа произошел в 2005 году, когда в марте акционеры компании официально объявили о намерении продать блокирующий пакет акций или выйти на 1РО. Соответственно, предполагалась смена формы собственности с закрытого на открытое акционерное общество. По оценкам экспертов рынка, рыночная стоимость СМАРТСа в тот момент могла бы составить от $500 до 900 млн. На конец апреля 2005 года у компании было 2,15 млн. абонентов. СМАРТС работал в 16 регионах Поволжского, Южного и Центрального федеральных округов.

Правда, к осени 2005 года стало известно, что как минимум трое из возможных покупателей СМАРТСа отказались от своих планов. Речь шла о МТС, Tele2 и крупном западном инвесторе. Приблизительно в это же время были предпринять попытки рейдерского захвата СМАРТСа. В ЗАО «СМАРТС» рейдера называли прямо - международная инвестиционная консалтинговая группа «Сигма». А вот имя заказчика называть отказывались. Эксперты предполагали, что в рейдерской атаке на СМАРТС могли быть заинтересованы и госструктуры. Ведь /отношения сотового оператора с Минсвязи России и его подразделениями всегда были, мягко говоря, непростыми. В частности, СМАРТС постоянно сталкивался с проблемами при оформлении разрешений на использование частот. После официального объявления в 2005 году: компании о намерении продать часть акций или выходе на IPO Минсвязи стало организовывать регулярные и дотошные проверки деятельности оператора.

Один из участников телекоммуникационного рынка Самары, рассказал, что рано или поздно «СМАРТС» должен был быть продан, поскольку своим существованием он мешал операторам «большой тройки» в регионах своего присутствия.

А вот выйти на федеральный уровень у поволжского оператора своих сил не хватало. Избавиться от СМАРТСа можно было несколькими путями - либо с помощью рейдерского захвата, либо путем покупки. И как можно видеть, против СМАРТСа пытались реализовать оба этих варианта.

В конце прошлого года появилась информация, что «Вымпелком» все же захотел приобрести акции СМАРТСа. Называлась даже сумма -$750 млн. Единственным препятствием для сделки была организационная форма СМАРТСа - компания была зарегистрирована как ЗАО, поэтому акционеры оператора должны были сначала предложить свои пакеты другим совладельцам. В частности, миноритарию СМАРТСа «ВолгаТелекому», который, кстати, оферту принял. Только СМАРТС не захотел продаваться, а уже 22 февраля 2008 года решением собрания акционеров форма собственности компаний была сменена на ОАО. Сделки с «Вымпелкомом» вслед за этим не последовало. Зато начались судебные разбирательства с «ВолгаТелекомом», который захотел оспорить решение акционеров СМАРТСа о смене формы собственности оператора. Любопытно, некоторые топ-менеджеры СМАРТСа называли информацию об оферте «Вымпелкома» «уткой». «Если бы сделка действительно готовилась, то о ней бы никто и не узнал», - заявил один из них. Крайним предложением по покупке СМАРТСа стала пресловутая оферта от МТС. Правда,' к этому времени СМАРТС уже лишился одного из регионов своего присутствия - компания продала свою «дочку» в Краснодарском крае - ООО «Телеком-Евразия» Tele2 за $25 млн, После чего стали высказываться предположения, что Геннадий Кирюшин решил избавиться or компании по частям.

Побочная сторона конфликта
Одним из последствий попытки рейдерского захвата СМАРТСа стало предъявление обвинений главному акционеру компании Геннадию Кирюшину сразу по четырем статьям УК. Он обвинялся в незаконном предпринимательстве, сопряженном с извлечением дохода в особо крупном размере (п.б, ч.2, ст.171 УК), легализации денежных средств, приобретенных преступным путем (п.б, ч.З, ст. 174.1 УК), в мошенничестве, совершенном организованной группой в особо крупном размере (ч.З, ст.ЗО, ч.4, ст,159УК) и в фальсификации доказательств в суде (ч.З, ст.ЗЗ, ч.1, ст.303 УК).
Еще осенью 2006 года СМИ сообщали, что правоохранительные органы расследуют уголовное дело по факту фальсификации доказательств в суде, а также по признакам состава преступления, предусмотренного ч.З ст.30, ч.4 ст.159 УК в отношении акционеров ЗАО «СМАРТС». И именно со¬бранные в ходе этого предварительного расследования материалы стали основой обвинений Геннадия Кирюшина в мошенничестве, совершенном организованной группой в особо крупном размере. По данным следствия, часть доходов была получена в результате предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий, и впоследствии легализовывались.

При этом большинство участников рынка высказывали мнение, что виной всему нежелание Геннадия Кирюшина продавать СМАРТС. А уголовное дело было одним из способов подтолкнуть его к этому.
Нельзя исключать тот вариант, что, решив продать СМАРТС, Геннадий Кирюшин надеется на закрытие уголовного дела. Ведь все претензии силовиков к нему связаны именно с деятельностью компании. К тому же, сейчас, по мнению экспертов, Геннадию Кирюшину предлагают весьма неплохую сумму, получив которую, он избавит себя от многих проблем и обеспечит себе безбедное существование. Насколько возможен это вариант развития событий, сейчас можно только гадать.

Прощайте, Рейман и проблемы СМАРТСа
На прошлой неделе произошло событие, которое может сыграть существенную роль в истории с продажей СМАРТСа. В отставку был отправлен прежний министр связи Леонид Рейман, а его место занял экс-руководитель протокола президента Игорь Щеголев. Именно смена министров, по мнению некоторых участников рынка, может привести к тому, что Геннадий Кирюшин опять не захочет продавать СМАРТС, как это уже было несколько раз.
По неофициальной информации, у Геннадия Кирюшина были весьма натянутые отношения с Леонидом Рейманом. Сам конфликт СМАРТСа с властями начался еще в начале 90-х. Говорят, что именно Леонид Рейман в 2000 году решил, что СМАРТС не выполняет условия лицензии. Ведь на тот момент компания предоставляла услуги сотовой связи в Самарской области, а лицензию имела на все Поволжье. Конфликт удалось решить лишь только после совместной встречи в конце 2000 года Леонида Реймана с Геннадием Кирюшиным и Константином Титовым, сыну которого в то время принадлежало 6% акций СМАРТСа.

Но на этом проблемы СМАРТСа не закончились. С тех пор оператор постоянно сталкивался с проблемами при оформлении разрешений на использование частот. Например, заявка СМАРТСа на получение частот для 39 станций GSM-1800 была направлена в Государственный радиочастотный центр в начале декабря 2003 года. Положительное заключение было получено в конце октября 2004 года, а разрешение - лишь в марте 2005 года. 15-месячный срок значительно превысил установленное за¬коном для этой процедуры время. Непросто было получить продление лицензии на Самарскую область. Оператор был вынужден работать на основании временного разрешения, что идет вразрез с практикой сото¬вого рынка. Кроме того, СМАРТС находился в состоянии перманентно¬го конфликта с руководителем Федерального агентства связи Андреем Бескоровайным и главой Федеральной службы по надзору в сфере связи Валерием Бугаенко.

Нелюбовь Леонида Реймана к СМАРТСу некоторые эксперты связывали с аффилированностью прежнего министра связи к «МегаФону». Сейчас, после его ухода, вполне возможно, что некоторые проблемы СМАРТСа по получению разрешений исчезнут. С другой стороны, никто не знает, как будет вести себя новый министр связи. Ведь если он будет тоже лоббировать интересы операторов «большой тройки», то СМАРТСу все равно придется покинуть рынок.

А был ли мальчик?
Из-за того, что сейчас очень мало информации по поводу проходящих переговоров между СМАРТСом и МТС, некоторые участники рынка считают, что сделки и вообще может не быть. А информация о продаже появилась лишь для того, чтобы Минсвязи на некоторое время оставило СМАРТС в покое. В результате, оператор сможет продолжить свою дальнейшую работу без помех. А если проблемы опять начнутся, то Геннадию Кирюшину не будет сложно в очередной раз заявить, что он выставил СМАРТС на продажу, и сделка состоится в ближайшее время.

Комментарий

Геннадий Кирюшин, акционер ОАО «СМАРТС»
- Как отразится отставка экс-министра Леонида Реймана на рынке сотовой связи России?
- Новый министр по-другому будет видеть ситуацию. Не может быть двух одинаковых точек зрения на пути развития рынка связи. Все равно какие-то отличия будут. Это неизбежно.

- Может ли его уход повлиять на поиск потенциальных покупателей для СМАРТСА?
- У нас они есть. Чего их искать. Перемещение Леонида Реймана по кадровой лестнице никак не повлияет на решение о продаже, на цену продажи СМАРТСа. Я не вижу связи никакой. Он становится более высоким чиновником. И у него появятся более глобальные проблемы, чтобы следить за СМАРТСом.