Реально ли сегодня получить кредит?

На модерации Отложенный

Мировой финансовый кризис, конечно же, заставляет волноваться и рядовых граждан. Ведь сегодня практически нет таких людей, которые не пользовались бы банковскими услугами. Чуть ли не каждый хранит в банках свои сбережения, использует банковскую карту для получения зарплаты. Не менее популярны и кредитные продукты.  

По количеству обслуживаемых клиентов, объему привлеченных средств, многим другим показателям, в том числе и по географическому охвату территории страны, безусловный лидер банковской розницы - Сбербанк России. Как ведет себя главный банк в период кризиса?  

Можно сказать, что рядовые клиенты не заметили никаких перемен. Подразделения банка в Москве и регионах продают и покупают иностранную валюту без всяких ограничений, операции по всем видам вкладов совершаются в обычном режиме.  

Тем не менее политика руководства Сбербанка в условиях глобального финансового кризиса изменилась. Главная задача, обозначенная в последнем письме председателя правления Сбербанка Германа Грефа сотрудникам, - сбережение, сохранение средств. Как уточнил зампред Сбербанка Антон Карамзин, средства нужны «для кредитования наших клиентов, финансирования и поддержки российской экономики во всех отраслях реального сектора и по всей продуктовой линейке».  

То есть банк продолжает кредитовать население, предприятия, бизнес. И это очень важно, особенно в условиях кризиса, ведь в современном мире кредиты - главный двигатель развития производства и экономического роста.   В начале этой недели были опубликованы цифры промежуточной финансовой отчетности Сбербанка за первое полугодие 2008 года. Несмотря на мировой финансовый кризис, Сбербанк показал реальные результаты эффективного управления расходами, расширение операций с клиентами, рост кредитного портфеля, рост маржи по операциям с клиентами, рост эмиссионных доходов, особенно по операциям с физическими лицами, рост доходов вкупе с эффективным управлением расходами. Словом, руководство банка имеет все основания быть довольным результатами полугодия.  

Отдельная тема - состояние кредитного портфеля Сбербанка.

Согласно последнему отчету уровень просроченных кредитов не превышает 1%. Этот показатель был таким же на 1 января текущего года, а на 1 июля прошлого года просроченная задолженность составляла 1,1%. То есть объем кредитов, предоставляемых Сбербанком населению и бизнесу, растет, а качество кредитного портфеля остается стабильно высоким, что демонстрирует высокий уровень управления рисками.  

- Хорошие показатели по возвратам кредитов Сбербанка обусловлены прежде всего изначально довольно сложной системой получения кредитов, - комментирует Наталья БОРЗОВА, замгендиректора компании «ФинЭкспертиза» по работе с кредитными организациями. - Кроме того, Сбербанк никогда не внедрял скоринг-программы (программа компьютерного анализа надежности клиента. - Прим. ред.) оценки кредитоспособности заемщика. Это все в совокупности и сводит риск невозврата кредитов практически к нулю.  

Как при кредитовании частных лиц, так и при кредитовании бизнеса в Сбере очень скрупулезно проверяют заемщика и стараются не давать денег на непродуманные кредитные проекты или не очень ответственным заемщикам. Здесь бережно относятся к деньгам людей, доверивших банку свои кровные. Как говорит зампред Сбербанка Антон Карамзин, руководство банка «хочет действовать ответственно и прагматично». Несомненно, сегодняшний день диктует жесткую необходимость в такой политике.  

Кстати, на днях Наблюдательный совет Сбербанка России утвердил стратегию развития банка на ближайшие пять лет. Главные задачи, обозначенные здесь, - построение клиентоориентированной модели работы с розничными и корпоративными клиентами, модернизация технологии работы банка и повышение эффективности производственных процессов, а также развитие операций на международных рынках, в первую очередь - в СНГ и Восточной Европе. В Сбере уверены, что реализация этой стратегии поможет существенно упрочить конкурентные позиции банка во всех сегментах рынка и упрочить позиции лидирующего финансового института Центральной и Восточной Европы. 

Максим Бруснев