История воздушных шаров

На модерации Отложенный

Идея полета на аппарате легче воздуха посещала человека задолго до братьев Монгольфье. Собственно, теоретическую базу подвел еще Архимед: все воздухоплавание базируется именно на законе его имени.

Ну а первые попытки применить этот закон на практике относятся к XIV веку. По крайней мере нам о них известно начиная с этого времени. Так, например, в работе француза Вассона упоминается запуск воздушного шара в 1306 году в честь восшествия на престол императора Фо-Кина.

Интересную мысль в 1666 году высказал бургомистр Магдебурга. Кто не знает, его звали Отто фон Герике. Тот самый, который придумал взять и соединить две полусферы, выкачать из них воздух и постараться разнять их лошадьми. Помните рисунок из школьного учебника физики? Так вот, этот номенклатурный работник справедливо предположил, что если эти самые полусферы с вакуумом будут очень легкими, то на них можно летать. Увы, опыты Фабри три года спустя показали, что все бы хорошо, но есть еще атмосферное давление, которое самому полету не помешает, а вот оболочку аппарата сомнет очень быстро.

Следующий важный шаг в истории воздухоплавания сделал, как это ни странно, химик. Англичанин Генри Кавендиш в 1766 году опубликовал свою первую важную работу «Искусственный воздух», в которой сообщил об открытии «горючего воздуха». Так открыли водород.

В 1783 году одновременно полетели воздушные шары двух типов.

Первый – тот, что стали называть монгольфьером, использовал подъемную силу горячего воздуха. Кстати, братья Монгольфье первыми воздухоплавателями не были. Если даже не считать официальную демонстрацию 5 июня 1783 года в Аннонэ, когда в корзине не было никого, и полет 19 сентября 1783 года со двора Версаля с уткой, бараном и петухом (вот кто пионеры воздухоплавания!) – все равно на первый полет человека самих изобретателей шара не отпустили. 21 ноября 1783 года физик Пилатр де Розье стартовал на монгольфьере в Пасси, пригороде Парижа, пролетел около 8 км на высоте 1000 м над Парижем и приземлился через 25 минут.

Полторы недели спустя стартовал шар совсем другой конструкции – и по тем временам гораздо более совершенный. Профессор физики Жак-Александр Шарль 1 декабря 1783 года пролетел 36 км за два часа пять минут на наполненном водородом воздушном шаре из тафты, пропитанной каучуком. Так появились шарльеры.

Многие помнят, что в СССР изобретение воздухоплавания считали собственной заслугой. Нерехта
– город в Костромской области, центр Нерехтинского района.

Якобы некий нерехтинец Крякутной в 1731 году полетел в Рязани на подобии монгольфьера. В итоге в 1956 году в Нерехте ему поставили памятник, да и сейчас жители Рязани часто называют себя «мировыми первопроходцами в воздухоплавании».

Такие сведения появились впервые в 1901 году, когда в журнале «Россия» опубликовали выдержку из рукописи Александра Сулакадзева (1771—1830) «О воздушном летании в России с 906 лета по Р. X.».

Сулакадзев ссылается на записки своего деда по матери Боголепова, служившего, по его словам, в XVIII веке в рязанской воеводской канцелярии, а затем бывшего в Рязани полицеймейстером. Вот текст про Крякутного:

«1731 год. В Рязани при воеводе подьячий нерехтец Крякутной фурвин сделал, как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в нее, и нечистая сила подняла его выше березы, а после ударила о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался тако жив. Его выгнали из города, и он ушел в Москву, и хотели закопать живого в землю или сжечь».

В советское время о Крякутном написали в БСЭ и сделали одной из знаковых фигур идеологии «Россия – родина слонов». Но в 1951 году рукопись известного фальсификатора Сулакадзева поступила в Пушкинский дом.

В. Ф. Покровская. Еще об одной рукописи А. И. Сулакадзева. (К вопросу о поправках в рукописных текстах) // Труды Отдела древнерусской литературы Института русского языка и литературы (ТОДРЛ). Т. XIV Л., 1958, стр. 634.

Выяснилось, что там есть подчистки и исправления. Вместо «нерехтец Крякутной фурвин» изначально было «немец крщеной <крещеный> Фурцель». Кроме того, дед Сулакадзева Боголепов не мог служить в 1731 году в Рязанской канцелярии, ибо в те годы был ребенком. Увы, публикация о подделке вышла в 1958 году в серийном издании ТОДРЛ, а широко об этом упоминать не давали.

Но вернемся к реальной истории воздушных шаров. Интересно, что монгольфьеры быстро сошли на нет. Они были крайне несовершенны, к тому же часто загорались. 15 июня 1785 года в катастрофе погиб Пилатр де Розье. Он попытался перелететь Ла-Манш на комбинированном шаре – с горячим воздухом и отдельным объемом, наполненным водородом. Шар загорелся, и гибель была неизбежной.

Полтора века в воздухе господствовали шарльеры.

В том же 1785 году Луи Бланшар все-таки пересек Ла-Манш, в 1802 году Гумбольдт и Бомплан совершили первый научный полет на воздушном шаре, в 1804 году летал на шаре физик Гей-Люссак, много летал на шарах знаменитый Камилл Фламмарион, а 7 августа 1887 года на воздушном шаре наблюдал солнечное затмение Дмитрий Менделеев. Воздушные шары стали распространенным транспортным средством в приключенческой литературе. Вспомним хотя бы «Пять недель на воздушном шаре» или «Таинственный остров» Жюля Верна. Активно применялись они и на войне – для разведки и корректировки артиллерийского огня.

В ХХ веке в качестве транспортного средства воздушные шары потеснили сначала дирижабли, а затем самолеты. Воздушные шары остались для науки. Шарльер оказался идеальным средством для покорения стратосферы, а монгольфьер – замечательным прогулочным летательным аппаратом. Но это уже темы для следующих репортажей «Акадо».