Петербург стал \"колыбелью чернорабочих\"?

На модерации Отложенный

Этнический состав населения северной столицы меняется буквально на глазах. Летом на работу в Петербург устремляется еще больше граждан сопредельных стран — Узбекистана, Таджикистана, Молдавии, Белоруссии, Украины. Но работодателям все равно мало. Они требуют привезти уже в этом году 105 тыс. человек сверх установленных квот. Между тем, никто из власть имущих не знает хотя бы приблизительное количество нелегалов и никто серьезно не занимается культурной адаптацией прибывающей в город низкоквалифицированной рабсилы.

Петербург начала XXI века стремительно меняет свое лицо. Демографическая ситуация, при которой смертность превышает рождаемость, не позволяет надеяться на производительные силы коренного населения. По данным вице-губернатора Петербурга Михаила Осеевского, эту тенденцию не удастся переломить в течение еще 7-10 лет. Кроме того, совершенно непонятно, за счет чего в светлом будущем европейского Петербурга женщины станут рожать больше детей. Ведь все развитые европейские страны, которые так любят ставить в пример городские власти, страдают именно от невысокой рождаемости, старения населения и, как следствия, нехватки рабочей силы.

Тем не менее, становится ясно, что без мигрантов петербургскому работодателю не прожить. В июле установленная на 2008 год квота в 130 тыс. 814 иностранных рабочих для города была скорректирована в сторону повышения. По итогам корректировки квота была увеличена еще на 105 тыс. 720 человек, потребность на трудоустройство мигрантов появилась еще у 2 тыс. компаний.

Отметим, что в 2009 году потребности Петербурга в иностранной рабочей силе составят уже 251 тыс. работников. Заявки на будущий год поступили от трех тысяч предприятий. Со следующего года в России вводится трехразовая система корректировки миграционных квот. Так, если в этом году квоты регионам можно корректировать только один раз в июле, то в 2009 году это можно будет сделать три раза – в апреле, июле и октябре.

Если для работодателей привлечение дешевой и двужильной иностранной рабочей силы — это бесспорное благо, то для жителей города оно имеет и ряд побочных эффектов. Например, в виде языкового барьера.

Приведем в пример самый банальный случай в обычном петербургском магазине. Покупатель пытается узнать у работника торгового зала — трудового мигранта из Азии — о наличии крабовых палочек. Спрашивает раз, потом второй, и вдруг понимает, что иностранный работник попросту не владеет русским языком.

С другой стороны, условия проживания трудовых мигрантов по-прежнему оставляют желать лучшего. Сосуществование ожесточенных, загнанных в угол людей создает идеальные условия для распространения серьезных заболеваний, для возникновения бытовых конфликтов, которые, судя по милицейским сводкам, каждый день заканчиваются нелепыми травмами и смертями.

Еще большую напряженность в обществе создают нелегальные мигранты, количество которых чиновники оценить пока не могут. «Говорить о количестве нелегальных мигрантов в Петербурге еще рано. Это можно будет сделать по итогам года. Сейчас, ввиду упрощения регистрации, происходит бурная легализация мигрантов», — утверждает глава Комитета по занятости населения Павел Панкратов. По его словам, в развитых странах нелегалы составляют около 25% от общего количества легальных мигрантов. В Москве при квоте в 300 тыс. человек, по экспертным оценкам, трудится 1-1,5 млн гастарбайтеров.

По мнению экспертов, несмотря на дефицит кадров и неисчерпанные квоты на трудовую силу, получить в распоряжение иностранного рабочего не так просто, как кажется. По словам директора балтийской рекрутиноговой компании «Меридиан» Галины Бочаровой, проблемы у ее организации появились с введением упрощенной процедуры легализации трудовых мигрантов. На 2008 год «Меридиан» заявил о желании пригласить в Петербург 2 тыс. 400 рабочих, и эта заявка официально была включена в годовую квоту. Но на сегодняшний день рекрутеры сумели обеспечить работодателям лишь 550 человек. В результате пострадали такие крупные компании, как «Русский стандарт», «Балтимор-Нева», «Невские берега», хлебокомбинат «Заря».

Бочарова утверждает, что основные трудности с легализацией мигрантов создает крайне медленный документооборот в Управлении Федеральной миграционной службы по Петербургу и Ленинградской области. Мигранты, уже приехавшие в Петербург, размещенные в общежитии и прошедшие медкомиссию, вынуждены ждать разрешение на работу в течение 1,5 месяцев, хотя по закону оно должно выдаваться за 10 дней.

При этом их ежедневно могут оштрафовать за отсутствие документов, которые находятся на рассмотрении в ФМС. Но даже получение разрешения на работу не гарантирует мигранту спокойной жизни.

«Мигрантов сейчас проверяют все кому не лень — ФМС, ГИБДД, милиция. Многие из них безосновательно обвиняют человека в том, что разрешение на работу — фальшивое и иногда даже рвут документ. А потом забирают в милицию и заставляют в течение нескольких часов мыть полы. Это, к сожалению, происходит сплошь и рядом», — говорит Бочарова. По мнению эксперта, выходом из создавшейся ситуации может быть резкое сокращение структур, имеющих право проверять мигрантов, упорядочивание работы ФМС, введение лицензирования для рекрутинговых агентств, некоторые из которых сегодня ведут свой бизнес нечестно, пользуясь связями с чиновниками.

Если проблема легализации мигрантов хотя бы стоит на повестке дня, то тема адаптации вновь прибывших пока за рамки теоретизирования, похоже, так и не вышла. В основном все ограничивается приятной фразой, впервые произнесенной губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко: «Мигранты должны жить достойно».

В не самый подходящий для серьезных начинаний день, 1 апреля этого года, о планах властей рассказал председатель Комитета по внешним связям Александр Прохоренко. По его словам, проблема адаптации мигрантов будет решена путем создания центров социокультурной адаптации, где они смогут получить первые необходимые знания о жизни в таком крупном мегаполисе, как Петербург. О точных сроках реализации проекта пока неизвестно, но чиновник высказал надежду на то, что через полгода может быть принято постановление городского правительства о создании подобных центров.

Что касается культурной адаптации мигрантов, за которую вроде бы ответственна городская программа «Толерантность», то ее успехи оценивать пока весьма непросто. По словам Прохоренко, за годы реализации программа доказала свою актуальность, только, как признался председатель Комитета по внешним связям, кардинально снизить количество правонарушений на почве этнической неприязни не удается. Это подтверждают и опросы петербуржцев, 85% которых считают, что испытывают напряжение, связанное с культурными различиями между коренным населением северной столицы и мигрантами.

Уже в июле этого года в Смольном прошло совещание, посвященное проблемам внешней трудовой миграции. По общему мнению участников совещания, в городе особенно остро стоит вопрос о проживании иностранных рабочих. Вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский заявил, что проблему можно решить, создав достойные условия для мигрантов. В частности, он предложил рассмотреть вопрос о строительстве жилых городков для мигрантов на основе частно-государственного партнерства. Согласно этой схеме, работодатели будут строить жилые здания для мигрантов, а городские власти возьмут на себя финансовые обязательства по строительству необходимой социальной инфраструктуры.

«Не нужно бояться того, что мы создадим гетто, потому что среди мигрантов есть граждане разных национальностей. Кроме того, будет только хуже, если мы не будем говорить об этой проблеме и пустим ситуацию на самотек», — полагает Осеевский. По его словам, вопрос о строительстве городков для мигрантов будет решаться в течение 1-3 месяцев. Именно столько времени необходимо для координации всех ответственных органов и структур.

Вместе с тем, есть эксперты, которые считают, что Петербург не так уж остро нуждается в трудовой силе. Так, по мнению главы Комитета по занятости Павла Панкратова, широко «открывать ворота» для мигрантов — неправильно. Необходимо срочно заняться внедрением трудосберегающих технологий. Большое количество людей с низкой оплатой труда заменяется одним высокотехнологичным и высокооплачиваемым рабочим местом. «У нас производительность почти в 10 раз ниже, чем в развитых странах. С этим нужно бороться», — отметил эксперт.

И вправду, с одной стороны, власти продвигают Петербург, как город «инноваций и высоких технологий». С другой стороны, в горячую десятку профессий, востребованных на рынке труда города возглавляют подсобный рабочий, грузчик и водитель автомобиля. Возможно, петербургский бизнес просто экономит на инвестициях в производство, приглашая целую армию неквалифицированных работников из-за рубежа и не просчитывая последствия своей экономии.