Клипы российской политики

На модерации Отложенный  Массовый зритель и не будет особо слушать, что говорили Прохоров или Мутко, он будет ждать нового хита от звезд

Некая полемика Михаила Прохорова с Владимиром Путиным и Виталия Мутко с Дмитрием Медведевым, на первый взгляд, выглядит чуть ли не как потрясение основ и признак каких-то политических проблем в руководстве. На самом  деле, ничего особенного не произошло. Надо просто учитывать то, как организована повседневная российская политика.

Публичная составляющая российской политики давно тяготеет к совершенно определенному – клиповому – стилю. Здесь особое значение имеет то, что сама устойчивость российского политического режима последнее десятилетие во многом опирается на рейтинг и популярность высшего руководителя или, как нынче, руководителей. А постоянное стимулирование общественной поддержки и презентация доверия, соответственно, превращаются в основной способ воспроизводства политической стабильности.

Но клипы крайне редко бывают связаны между собой, они предполагают мозаичность реальности и ее восприятия, короткометражность, быструю смену планов и картинки, интересный монтаж и экшн. Приветствуется парадоксальность, презентация того, что никто и никогда еще не делал, спецэффекты. Кто и как там потом комментирует клип – это не очень важно. Главное – победа в хит-параде массовых симпатий. К тому же массовый зритель и не будет особо слушать, что там потом говорили Прохоров или Мутко. Он будет ждать нового клипа от звезд.

Владимир Путин  выступил на Саяно-Шушенской ГЭС. Дал  по носу олигархам. Показал ответственность  государства и безответственность бизнеса. Назвал, кого надо, поименно, а кого не надо – не назвал. Убедительно пригрозил. Внятно намекнул, в частности, на необходимость инвестиций в Сочи. Ввел в народный оборот новое словечко «от Путина». Дал понять, что борьба с олигархами (даже если это будет и договорной матч), если надо, может стать лейтмотивом большого политического концерта в 2011–2012 годах.
Народу нравится. Клип снят. Рейтинг растет. Хит состоялся.

Все остальное и дальнейшее развитие событий – это уже совсем другая история. Та самая классическая схватка «бульдогов под ковром» и периодически доносящиеся из-под этого самого ковра весьма противоречивые и искаженные рычания и ворчания, отражающие всю напряженность внутривидовой политической борьбы. Здесь уже, может, и имеет значение, правильная или неправильная была информация, а также сам факт, что Прохоров говорит, а Потанин, например, молчит. Может, потом выяснится, что все дело вообще в «Норильском никеле», а не в инвестпрограммах. Может быть, еще будет снят новый клип о коллективном принесении олигархами энергетических даров Сочи. Но это все – потом и другое.

Точно так же Дмитрий Медведев сразу после Олимпиады оперативно среагировал на массовые настроения разочарования и злости на другую, помимо олигархов, породу «жирных котов» – чиновников (в данном случае, спортивных). Произошло это, к тому же, в присутствии руководства «Единой России». Тем самым заодно решена политическая задача перехвата у оппозиции олимпийской темы в политической риторике. Слово об отставках прозвучало. Кому надо – обещали помочь принять решение (явный ремейк путинского хита про «доктора», который приедет, если сами не выздоровеете). Дело сделано. А кто в итоге уйдет в отставку и, что важнее, кого назначат новыми «котами» – это уже как раз сложный подковерный процесс, в рамках которого может выступать Мутко, а Тягачев брать больничный.

Проблема, однако, в том, что клиповая политика – это сиюминутная политика «здесь и сейчас», политика сегодняшнего дня, его новостей и его задач. Клиповая система – это «короткая реальность», где сложно играть вдолгую и что-то скрупулезно планировать. Может быть, поэтому часто и получается так: хитов вроде бы много, но альбом в целом – чистый «Зоич».