МВД ждет перемен

На модерации Отложенный

Ни для кого не является секретом, что ситуация в российских органах внутренних дел до сих пор оставляет желать лучшего. Произошедшие в прошлом и начале этого года преступления с участием сотрудников правоохранительных органов вызвали в обществе серьезный резонанс, который руководство МВД, в частности, и всей страны, в целом, уже не могло проигнорировать. Реформа МВД давно назрела, именно поэтому в конце прошлого года президент страны Дмитрий Медведев подписал указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел РФ».

Итак, как говорится, процесс пошел, а, учитывая заданный президентом тренд на модернизацию, можно нисколько не сомневаться, что он будет доведен до конца. Однако давайте подробнее рассмотрим основные направления реформы.

Во-первых, согласно указу президента, органы внутренних дел ждет массовое сокращение, которое затронет как центральный аппарат, так и региональные управления. В общей сложности, численность российской милиции должна сократиться на 20%, примерно до 1 миллиона человек. Предположительно, в первую очередь своего места лишаться сотрудники, работающие спустя рукава. Таким образом, акцент в оценке работы личного состава будет делаться на профессиональных качествах. Следует отметить, что сокращения также позволят высвободить дополнительные средства для повышения денежного довольствия сотрудников.

Вообще, вопрос повышения уровня материального обеспечения всегда ставился во главу угла милицейской реформы. В сопоставлении с характером и спецификой работы заработные платы в МВД, откровенно говоря, ничтожно малы. Не удивительно, что в такой обстановке создаются все предпосылки для процветания коррупции. Можно сколько угодно говорить о принципах и чести сотрудников органов правопорядка, но, как ни крути, профессионализм на хлеб не намажешь. Кроме того, проблема материального обеспечения заключает в себе еще один важный аспект: речь, естественно, идет о предоставлении квартир личному составу органов МВД. На мой взгляд, обеспечение сотрудников жильем, причем не через 10-15 лет безупречной службы, а хотя бы через 2-3 года, значительно повысит престижность работы. К тому же молодой сотрудник МВД, имея неплохую зарплату и квартиру, сможет создать семью, что, на мой взгляд, только благотворно скажется на качестве его работы. Помимо этого, «жилищные» гарантии позволят избежать коррупции. Ведь зачастую сотрудникам, отслужившим в милицейских структурах не один год, так и не удается дождаться предоставления положенной по закону (!) квартиры, вследствие чего соблюдение норм закона достигается давно проверенным способом - конверт с N-ой суммой передается в нужные руки. Тем не менее, сегодня нередки случаи, когда люди увольняются из органов или выходят на пенсию, так и не получив жилья.

Во-вторых, как недавно объявил президент страны Д. Медведев, МВД потеряет ряд функций. Так, в частности, выдворение иностранных граждан, незаконно находящихся на территории РФ, теперь перейдет в ведение федеральной миграционной службы. По моему мнению, подобный шаг направлен также на снижение уровня коррумпированности структуры. Другой вопрос, означает ли это, что таким образом коррупция в этой сфере будет полностью искоренена, или просто произойдет смена направления финансового потока, и теперь незаконные мигранты вместо сотрудников МВД будут давать взятки работникам ФМС?

Отдельно хотелось бы поговорить о так называемых «критериях оценки деятельности сотрудников». Как известно, сейчас в органах правопорядка для оценки работы личного состава применяется набившая оскомину «палочная система». Суть ее сводится к улучшению показателей раскрываемости по каждому типу преступлений в сравнении с предыдущим годом. Соответственно, исходя из этой системы, лучшим оказывалось подразделение, раскрывшее больше, чем их товарищи, преступлений разной степени тяжести, а не подразделение, на территории которого количество преступлений сократилось.

В итоге, если сотрудникам не хватало преступлений для выполнения плана, «палки» просто-напросто покупались у более «проворотливых» коллег или, в прямом смысле слова, выдумывались. Ведь «плохие» показатели грозили лишением премии, а в худшем случае и выговором. И теперь представьте на секунду такую картину: начальник отделения проводит оперативное совещание по итогам работы за месяц. Выделяет особо отличившихся в ратном деле, и, мягко говоря, корит «неудачников». Ведь, право, есть за что, работать надо лучше.

В ходе подготовки реформы МВД многие специалисты, да и просто рядовые сотрудники органов охраны правопорядка ждали от министра внутренних дел Рашида Нургалиева, в первую очередь, именно отказа от показавшей свою несостоятельность системы. По словам самого министра, «эта система подвигала к тому, что нужно улучшать результаты на бумаге». Во время своего интервью ведомственной милицейской волне Нургалиев отмечал, что МВД «уходит в своей деятельности от понятия валовых показателей... Сегодня нам нужно качество за конкретными делами, результатами». Тем не менее, подписанный министром в январе этого года приказ №25, регламентирующий порядок реформировании МВД, и, к слову, до сих пор не опубликованный, не отменяет «палочной» системы. Кроме того, указ предлагает оценивать работу сотрудников по 10 направлениям, 55 показателям и 72 индикаторам. При этом каждый индикатор имеет свой знак (положительный или отрицательный) и свой коэффициент значимости (от 1 до 3). Так, согласно положениям приказа, например, за раскрытие преступлений подразделение может получить максимально +44 балла, а за розыск пропавших граждан и оказание услуг населению - максимум +2. Очевидно, что в условиях палочной системы приоритет будет отдаваться более «прибыльным» делам.

Все, на что у Нургалиева хватило модернизационного порыва, - введение в систему оценки деятельности сотрудников показателей, характеризующих общественное мнение.  Как отмечает министр, «если мы раньше сами занимались изучением того, как мы работаем, как нас оценивают, то сегодня существует внешний фактор. Это независимые социологические исследования, которые дают нам оценку деятельности, прежде всего через граждан - как себя граждане чувствуют: в безопасности, спокойствии, и как они реагируют на наши действия». При этом самое любопытное, что пункт об изучении общественного мнения существовал и предыдущем приказе №650 от 2005 года, однако с формулировкой «дополнительной информации» (т.е. необязательной). Кроме того, министр не уточняет, кем и по какому принципу будут проводиться социологические исследования. В любом случае, за положительный отзыв общественности, согласно приказу №25, подразделение может получить не больше +3 баллов. Не кажется ли вам, что эта оценка ничтожно мала? И, в таком случае, какой она имеет смысл при таком «удельном весе»? Ведь если милиция выполняет свою работу именно для спокойствия и безопасности людей, кому, как не им эту работу принимать?  Нургалиев, видимо, оценивать все хочет сам, а мнение народа - так, «на троечку».

Итак, реформа МВД набирает обороты. Безусловно, говорить о каких-либо результатах, пусть даже промежуточных, спустя всего два месяца преждевременно. На мой взгляд, сегодня очень важно, чтобы министр внутренних дел Нургалиев четко осознал: ограничиться «косметическим ремонтом» системы не удастся. МВД ждет перемен!