Очередное нашествие саранчи угрожает сельхозугодиям юга России

На модерации Отложенный

Одна из традиционно повторяющихся тем новостей лета - в ряде областей юга России введен режим чрезвычайной ситуации из-за нашествия саранчи, уничтожающей сельскохозяйственные растения. На этой неделе такой режим был введен в Оренбургской области, пострадали Астраханская и Волгоградская, Калмыкия, Дагестан и даже в Якутии саранча угрожает посевам.

По данным экспертов, сегодня на юге саранчой заражён каждый третий гектар сельхозугодий. Деньги на борьбу с вредителями приходят в регионы слишком поздно, собственных средств не хватает. О масштабах явления говорят цифры - если 4 года назад саранчу травили на полумиллионе гектаров, то сегодня ею захвачено более 2 миллионов, то есть в 4раза больше.

Астраханские фермеры оценивают ущерб от пока только начавшегося нашествия саранчи. Вачаган Хечоян говорит: здесь это уже назвали сельской чумой. За собой саранча не оставляет обычно почти ничего.

"Повреждено около 300 гектаров, потери где-то 2,5-3 миллиона", - говорит фермер Вачаган Хечоян.

Кадры, достойные фильма ужасов - местные дороги превратились в реки из насекомых. В трех районах области уже ввели режим чрезвычайной ситуации. Борьба с саранчой здесь больше похожа на боевые действия с участием авиации.

Двух десятков вылетов за день и то бывает недостаточно. На борьбу с саранчой подняли все, что летает - и старые Ан-2 и даже так называемые дельтолеты. Сверху, говорят пилоты, картина еще страшнее.

"По сравнению с прошлым годом саранчи на первоначальной стадии развития саранчи уже в два раза больше. Представьте, что будет потом, когда сойдет вода паводковая, и пойдут остальные кладки на выход. Это будет вообще, по-моему, кошмар", - ужасается пилот Сергей Ушаков.

В этом году в Астраханской области появилась новая техника, и деньги на обработку полей тоже выделяют. Впрочем, фермеры говорят, все это может оказаться бессмысленным. К Вачагану Хечояну саранча пришла с соседнего бесхозного поля - таких по всей стране немало, и там вредителям ничего не грозит.

Если земля хозяину не нужна, то и обрабатывать некому. Год назад Госдума приняла закон, который позволяет такие земли у владельцев отбирать. Правда, строгость закона на этот раз компенсируются сложностью исполнения. В Министерстве сельского хозяйства говорят: процедура довольно долгая.

"Для того чтобы отобрать земли необрабатываемые, нужно доказать, что эти земли снизили свое плодородие, что они используются не эффективно и так далее. Соответственно для этого требуется судебное решение, решение местных властей, после того, как они будут изъяты, эти земли после этого выставляются на аукцион или передаются в аренду тем сельхозпроизводителям, которые будут ее эффективно использовать", - рассказывает директор департамента растениеводства, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства РФ Петр Чекмарёв.

Саранча, конечно, судебных решений не дожидается и выбирает места, где больше еды. С вредителями кроме Астраханской области борются уже в Волгоградской, Ростовской и Саратовской, в нескольких районах Ставропольского края, в Калмыкии, Башкирии и Дагестане, даже на Южном Урале.

В Оренбургской области и раньше сталкивались с саранчой, но в этом году, ее оказалось гораздо больше. На что эти насекомые способны, местные агрономы знают не понаслышке.

В Дагестане некоторые поля обработали уже не по одному разу, но саранча появляется снова. В республиканском Минсельхозе говорят: пока с вредителями удается справиться, но это только пока.

"Сейчас до чрезвычайной ситуации дело не дошло, но, тем не менее, мы просто не успеваем истреблять ее. И пока не примем меры межрегионального взаимодействия по борьбе с этим вредителем, я думаю, у нас эффекта не будет. В прошлом году огромная работа была проделана на территории республики Дагестан. Но осенью она залетела со стороны Севера, соседних регионов, ее тучи, миллион, миллиарды. Прилетела, и они опять откладывают у нас яйца. И у нас весной ее становится в разы больше, и все сложнее и сложнее бороться с этим особо опасным вредителем", - говорит заместитель министра сельского хозяйства Дагестана Башир Байтемиров.

Перелетная саранча вполне может за день преодолеть до 200 километров. Направление ее движения предсказывать пока никто не научился. А чем больше стая, тем быстрее исчезают посевы. На крыло насекомые встанут до конца месяца - в разных регионах по-разному, и тогда распылять химикаты уже будет бесполезно. Другие способы борьбы пока только на уровне проектов.

В астраханском университете преподаватели и студенты кафедры физики предложили целый механизированный комлекс-ловушку - он привлекает саранчу или других вредителей и перерабатывает их в корм для рыб или птиц, правда, на создание прототипа нужно около 700 тысяч рублей, которых, конечно, нет.

Саранчу, кстати, с удовольствием едят не только рыбы и птицы, но и обезьяны, причем, никакая переработка не требуется. В московском зоопарке даже не успевают разводить насекомых - быстро кончаются.

"Саранча - это излюбленное лакомство. Это должно быть повседневным кормом, в разумных количествах, но получается лакомство", - рассказывает сотрудник московского зоопарка Светлана Дроздова.

Как способ борьбы с вредителями, говорят энтомологи, обезьян вряд ли стоит рассматривать - они, конечно, столько не съедят. Впрочем, есть и куда более фантастические варианты.

В Дарвиновском музее, где саранча в постоянной экспозиции, говорят, об этих прямокрылых известно вроде и много, но совсем недостаточно. Оттого и приходится порой слышать о совсем уж экзотических методах борьбы.

"У саранчи есть своего рода вожаки, лидеры. И стая летит за ними. И была даже такая версия, не знаю, удалось ли ее проверить, что если уничтожить этих вожаков, стая потеряет до некоторой степени ориентацию, осядет на какую-то одно местность, там, конечно, навредит, но хотя бы остановится ее миграция. Но вот насколько это удалось - пытались это делать с помощью военного лазера, честно говоря, не знаю", - рассказывает научный сотрудник отдела экологии Дарвиновского музея Олег Ткачев.

Полной победы в борьбе с вредителями, уверены ученые, ждать не стоит. Наука еще такой способ не нашла. В Министерстве сельского хозяйства говорят: саранчи в целом по России пока меньше, чем в прошлом году, -  и обещают с истребить опасных насекомых еще до того, как они смогут летать. Для фермеров, уже потерявших часть будущего урожая, это слабое утешение. Да и остальные в будущее смотрят с опасением - а вдруг, все-таки полетит?