Как примирить народ с самим собой

На модерации Отложенный

Тезисы к Дню народного единства

4 и 7 ноября. Снова "белые" против "красных"

В сознании обывателя День народного единства, отмечаемый 4 ноября, все еще оттеняется старым праздником - "Красным днем календаря". Его до сих пор, вне зависимости от того, выходной это или нет, празднуют российские левые. Для многих 7 ноября остается днем ностальгии - по советскому прошлому. И для многих 4 ноября - это праздник устойчиво ни к чему не привязанный. Кроме одного - сегодняшнего дня, отражающего современное состояние страны. Праздник, предлагающий отметить в качестве достижений уже то, что есть.

Оппозиция 4 и 7 ноября календарно закрепляет противопоставление "белых" и "красных". Для одних - это день национальной гордости, для других - день утраченной государственности. Крайне опасное противостояние. День народного единства 4 ноября в той форме, в которой он существует сегодня со всеми своими неродившимися традициями и маршистскими ритуалами закрепляет раскол тех, кто "за" революцию и тех, кто "против".

Такой раскол более нетерпим - он делает невозможным общенациональный характер праздника, оставляя за его бортом всю "советскую" партию. Поэтому нужна совсем другая линия разлома, где предметом является не отношение к советскому, а сама по себе "смута" ("гражданская война") как таковая. В этом отношении, если 7-е - дата старта одной из наиболее долгих и кровопролитных гражданских войн, то 4-е должно восприниматься как день их завершения, и через это - восстановления преемственности социального и политического порядка.

День народного единства - день окончания гражданских войн. И - недопущения новых.

Три страны

Гражданская война - конфликт, фронт которого может проходить через каждый дом. Но братоубийство делается возможным из-за иллюзии принадлежности к разным "странам" внутри одной. В гражданской войне, начавшейся в 1917, такими "виртуальными" странами была "тюрьма народов" Россия и большевистская "совдепия". Конфликты 1991-1993 г. также имеют привкус столкновения старого "советского" тела с демократической Россией. Живя в разных "странах", ты вербуешься в их "армии" и после этого стреляешь в тех, кто живет в "другой", "неправильной" стране.

Поэтому основная тема праздника - это единство страны, как единство и преемственность ее истории. "Окончание смуты" должно пониматься как сигнал к завершению всех - "горячих" и "холодных" - гражданских войн в России.

Объединение страны - это объединение всех "стран" и одновременно "сторон", участвующих в гражданском противостоянии. До последнего времени его не происходило. В нынешней России одновременно присутствуют три таких "страны" - Россия царская, советская и новая демократическая; ни одна из них не умеет и не желает признавать существование другой, иначе как в виде врага. Это и есть формула смуты - то, против чего направлено содержание праздника 4 ноября, с требованием взаимного признания этих Россий.

Такое требование, в свою очередь, означает встречное требование к власти - признать существование этих сторон именно как сторон. На самом деле власть не может, да и не имеет права себя жестко идентифицировать ни с одной из них, если хочет претендовать на связывание всех трех, на настоящее народное единство.

Три страны - это одна страна. Стороны гражданской войны воевали за одну Россию, а не за разные.

Три эмиграции

Три "страны" - это и три эмиграции.

Послереволюционная (старой России), послевоенная ("советская") и перестроечно-современная. Сегодня важно обозначить смену отношения к эмигранту: те, кто покинул Россию или остался за ее пределами в силу изменения границ - больше не изгои или противники, а представители России, ее культурные и социальные агенты во внешнем мире. Кстати, это старинная для России модель - казачество формировалось из беглецов, уходивших от государства, но ставших его фронтиром. Соответственно, Россия - это всегда дом, в который они могут вернуться когда захотят, но и вне дома она их помнит и не утрачивает с ними связь.

Русские люди, оказавшиеся вне России - не изгои, а фронтир России. Россия считает своими людей русской культуры, где бы они ни жили.

Двойной суверенитет

Государственный суверенитет России - то, что действует на территории международно признанной территории РФ. Сегодня он не оспаривается, чего еще совсем недавно не наблюдалось. Но, кроме территориально-правового, есть еще и культурный суверенитет - то, что, имея центр в России, распространяется далеко за пределы ее границ. Пространство русской культуры, и в т.ч. русской политической культуры - то, что охватывает и ближайших соседей России, и русскую эмиграцию, и тех, кто получил образование в России на русском языке - они тоже входят в систему русского культурного суверенитета.

Государственный суверенитет - в пространстве международно признанных границ. Культурный суверенитет - и внутри границ, и далеко за их пределами.

Государство волей народа

Государственный суверенитет России - это базовая ценность русской политической культуры. Основной пафос темы 1612 года, темы, ставшей основной точкой привязки праздника 4 ноября - это восстановление преемственности власти и законности государственного строя посредством низовой инициативы людей. В ситуации, когда все формальные возможности и условия легитимности оказались разрушены, только воля народа, выраженная прямо и непосредственно смогла восстановить государственность и суверенитет страны. Основа действующей конституции России - это тезис о народе как базовом источнике государственного суверенитета России.

Народ - источник любой власти и любого государственного строя. Этого не видно до тех пор, пока не наступает кризис, и государство не разрушается. Тогда выясняется, что никакого другого способа его восстановления, кроме как через народное единство, не существует.

Будущее страны

Специфика российской политической культуры такова, что прошлое России не представляется единым. Прошлое, - и недавние и до сих пор незаконченные дебаты относительно разных школьных учебников истории это четко показали - не является консенсусным механизмом народного единства. Совсем не так, как это происходит в Китае или Франции - странах, которые научились жить в ладах со своим прошлым. Нынешнее поколение граждан России не чувствует опоры в безусловно великой истории страны. Но если история - это то, что разделяет граждан моей страны, может быть то, что объединит их, будет будущее? Мы - не заложники собственного прошлого, если живем не ради него, но ради будущего народа и своей страны.

Прошлое разъединяет, объединяет будущее. Прошлых у России много, будущее у России - одно.