Неизвестные страницы биографии ветерана войны Владимира Этуша

На модерации Отложенный

"Женственный мальчик, одержимый сексуальными видениями и панической боязнью заражения сифилисом". Это психологический портрет Адольфа Гитлера, который в 1943-м году составила американская разведка. В канун 60-летия Победы, наконец, снят гриф "секретно" и с этого документа военной поры. Произошло это на минувшей неделе. Главный враг человечества страдал "неврозами, истерией, паранойей и бесконечным самоуничижением". Остановить этого психически ненормального деспота смогла только Красная армия. Наш сегодняшний рассказ - об одном из ее самых необычных ветеранов. За несколько лет до съемок "Кавказской пленницы" "товарищ Саахов" - Владимир Этуш - этот самый Кавказ оборонял.

Трудно уловить момент, когда в нем говорит актер, а когда – старший лейтенант Этуш. Наказ учителя и приказ командира, если их отдает Этуш, выполняются всегда, даже если не сразу получается.

Урок 19-летнего студента Щукинского училища Володи Этуша прервала война. В 1941-м весь его курс отправили копать укрепления под Вязьму. Вернувшись в Москву через три месяца, Этуш родного города не узнал: "Это была совсем другая Москва – с дирижаблями воздушного ограждения, с переплетами газетными на окнах. И народ был какой-то иной".

В здание Вахтанговского театра попала фашистская бомба, и свой главный в те дни большой спектакль "Фельдмаршал Кутузов" вся труппа играла в филиале МХАТа.

У Этуша в спектакле роль, в кармане – студенческая бронь. "В зале я насчитал всего 13 человек, – говорит Этуш. – Я подумал, что моя профессия здесь никому не нужна. И я на следующий день ушел на фронт".

Променяв роль и бронь на шинель добровольца, курсант Этуш попадает в школу военных переводчиков. Оттуда - в 70-й укрепрайон, оборонять Ростов. Потом - отступление в Кавказские горы.

"Тропки там очень узкие, того гляди свалишься, и лошади валились, – вспоминает Этуш. – Я шел и видел впереди себя спину, и это был единственный мой ориентир. И вдруг этой спины не оказалось, я очнулся: он упал в пропасть, а я перескочил".

Из Тбилиси – на оборону Грозного, оттуда - в контрнаступление через все Ставрополье.

Появились первые пленные. Этуш их допрашивает: "Вельхе труппентайль? Какой части, какого полка?"

Допрос одного немца по имени Людвиг длился бесконечно. Этуш вышел подышать воздухом, а когда вернулся в избу, увидел своих и немцев спящими вповалку. "У них в ногах спал начальник химической службы полка, капитан. Внизу на полу ничком лежал начальник разведки, у него на том месте, где спина кончает свое благородное название, лежал третий немец. Я понял, что передо мной лежат, независимо от формы, независимо ни от чего – люди", – говорит Владимир Этуш.

Миллионам зрителей он запомнился своими комедийными ролями, где даже гнев – потешный. Люди, которые под бомбами отступали через Аксайскую переправу, куда Этуша назначили комендантом, запомнили его совсем другим.

Отрывок из письма санитарки Дины Гурвич: "Вы были всем видны. Вы кричали, вы приказывали, и голос ваш был слышен. Теперь-то я понимаю, что он был по-актерски хорошо поставлен. Вы не только грозили револьвером – вы стреляли, особенно, когда сорвали голос. Но благодаря вам все наши раненые были спасены, точнее, переправлены".

Однополчане, конечно, с трудом узнавали в товарище Саахове из "Кавказской пленницы" помощника начштаба полка по разведке Этуша. Потом ему писали даже те, кто хотел его расстрелять. "Был командир полка, нацмен, который говорил: Этуш, возьми ыовлоаылаыыываорвыаоруцгр - вперед! Я говорю: что, товарищ подполковник? А он отвечает: "Расстрелю!" – вспоминает Этуш.

Свой орден Красной Звезды Владимир Этуш получил в Запорожье – за то, что вернул на передовую побежавших было из окопов солдат. Высшую награду командир вручил ему во время боя, на бегу. "И он сует мне коробочку из кармана: возьми, Этуш, а то убьют тебя, так и не получишь награды", – вспоминает артист.

В том же бою Этуш поднял роту в атаку и был ранен. 9-е мая встречал уже в Москве. "Я помню Москву в День Победы: никогда не забуду этого яркого солнца, которое отражалось в орденах. Это была замечательная картина. Это была Победа", – говорит Этуш.