Мысли вслух. Общество и личность.

На модерации Отложенный

    В общеисторическом и философском контексте вопрос о соотношении исторического процесса и личности в концентрированном виде выражается в нескольких научных формулировках - человек - продукт конкретно-исторической эпохи, и бытие определяет сознание. И это понятно: человек - социальное существо. Но, как известно, у каждого единства есть свое диалектическое противоречие. В нашем случае, и личность, и исторический процесс не всегда благотворно влияют друг на друга.

  Определяющая роль исторического процесса, социально-экономического бытия как такового на личность, в какой-то мере, привносит определенные ограничения на личность, его свободу и развитие. Повышенная социальная активность человека, его вовлеченность, а общественные и политические события, не только пагубно влияют на свободу воли, но и ставит личность в положение элемента, составной части, "кирпичика" общества. Получается, что чем больше человек встроен в социально-политическую систему, выражает интересы господствующего строя, тем меньше остаётся у человека собственно личностного, беспристрастного и независимого отношения на общество и свое место в нем. А это напрямую касается того, что называется истина, объективный взгляд на мир. Возникает вопрос о том, что такое личность. Можно ли называть личностями тех людей, которые являются активными представителями, так называемой элитой общества.

Конечно, каждый человек по-своему - это личность. Речь идёт о степени самореализации личности. Но даже, если человек самореализовался в обществе, став узнаваемым и публичным, означает ли это, что такой человек великая личность. Особенно это касается тех людей, которые заняты в сфере развлечений, шоу-бизнеса. Тем более далеко не каждый актер, певец, музыкант или писатель может похвастаться особыми заслугами в своем роде деятельности, сохраняя при этом личное достоинство и независимость, а своих суждениях и оценках, происходящего в мире и обществе. Ведь легко быть личностью в истории, выражая интересы, мысли и настроения, царящие в нем, гораздо труднее иметь смелость подняться выше социально-политической конъюнктуры, будучи больше устремленных к объективной истине, и в конечном счете, в будущее. Но это возможно при равноудалённости личности и общества. Когда между обществом и личностью существует негласный договор, допускающий право личности на особое мнение, если, разумеется, оно не вредит интересам государства и общества. В противном случае личность изгнание и остракизм. Проще, конечно, человеку быть личностью в своей сфере занятости, будь то, например, наука, музыка, живопись, оставаясь в разумных пределах не столь активным и успешным в социально-политической жизни.