Перспективы РПЦ 21 века

На модерации Отложенный

Сегодня, как и в начале 17-го века, когда Россия стоит на пороге новой великой смуты, когда государство, в том виде, в каком оно существует сегодня, исчезнет. И только Церковь, как и тогда, может быть единственным легитимным институтом, на фундаменте которого возможно возведение новой государственности. Но, справится ли с этой задачей Церковь - в том её виде, в каком она существует сейчас? Сомневаааюсь...
Обновиться должна Церковь, чтобы обновилась Россия. Не сообразуйтесь, но преобразуйтесь... И, вслед за этим, обновился бы и весь мир. Сегодня же я, к сожалению, вижу обратный процесс - обмирщение Церкви.
Все мы грешные, но спасаться по одиночке, капаясь только в себе, уже нельзя. Для этого нужно уйти в скит. Поскольку мы живём в обществе, то и спасаться мы должны вместе, поддерживая друг друга (видел как трое пьяных идут - один начинает заваливаться - двое держат. Если же по одному пойдём - все завалимся).

Так вот, Церковь - поп, а Россия - приход.

Что будет за обществом будущего? Каким, в перспективе, должно стать русское Государство-Церковь? Для примера могу предложить вариант: всех загнать в монастырь и непристанно молиться. Как вам такое? Или, например, существует течение внутри православия, характеризующееся ксенофобией, изоляционизмом, ненавистью, антинаучным мракобесием. Видели, наверное, ряженых в чёрные рубахи хоругвеносцев – это чистые фашисты в православной обёртке.

Другой вариант: Церковь должна стать кузницей новой элиты - людей нового качества. Новой свежей «соли земли». Светочей Разума, Духа, не брезгующих ни тем огромным опытом Церкви, что накоплен за 2 тысячелетия, ни современным хай-теком - самыми высокими технологиями. А главное - имеющих планы Великого Делания - метапроекта, наднационального и надконфессионального, способного объединить народы, партии, религии. Ведь вера без дел мертва. Церковь – это не только совокупность ценностных ориентиров, составляющих неподвижный стержень, неизменное ядро, но и организация, система управления - которые уже могут меняться, в зависимости от ситуации, в которой Церковь пребывает.
Очевидно то, что одной лишь проповеди не достаточно в современном мире. И дело не в том, что в этом нет уже новизны – Слово Бога – Оно всегда и везде инновационно и актуально. Дело лишь в формах проповеди этого Слова.
Было время, когда Церковь остро нуждалась в философском осмыслении обосновании своего учения. Возникла необходимость преодоления язычества, ибо оно было очень сильно и хорошо конкурировало с молодой Церковью. Нужны были средства привлечения как простого языческого народа, так и элит обществ. И тогда начал формироваться тот красивый и пышный обряд, а затем Церковь поставила перед собой задачу подчинить философию богословию, сделать философию служанкой Церкви. И задача была выполнена. Христианская философия сделалась недосягаемой для всякого язычества, Церковь возвысилась, за счёт философского языка, над всем языческим миром. Были созданы осбые формы проповеди, помимо простого чтения. Проповедью является церковное пение. Ход литургии – это тоже зашифрованная в символах и телодвижениях, проповедь. Сам храм является немым проповедником, когда осматриваешь его снаружи и внутри. Можно ли в дополнение к существующим (храм, литургия), добавит новые формы проповеди? Потому как традиционных древних форм уже не достаточно.
Сегодня перед Церковью встают новые вызовы, новые более сложные и серьёзные угрозы. Современное язычество сумело модернизироваться, облеклось в новые привлекательные, завораживающие формы и образы, поставило на службу себе виртуальные, информационные медиа-технологии, психотехнологии. Церковная же философия, на этом фоне, утратила своё влияние и привлекательность. В то время как языческий мир использует передовые достижения науки, проникает в тайны мироздания, создаёт сложные системы управления, базы данных по всем областям знания, тем самым увеличивая своё и без того огромное могущество над душами и умами, РПЦ всё продолжает повторять одни и те же слова, цитаты, обряды, которые уже бесчисленное множество раз проговорены, повторены и растолкованы. Эстетика византийского обряда и оформления храмов, которая стала одной из решающих в выборе веры в 10-м веке, для современного человека уже не превлекательна. Люди оказываются просто очарованы новыми чудесами, которые производит наука как новая магия.
Поэтому, сегодня Церковь нуждается уже в обосновании естественно-научном. Подчинение науки богословию - это новая амбициозная задача, аналогичная той как подчинить Церкви философию.

Для этого нужен не только высокий интеллект, широта восприятия, образование, но и более сильная вера, духовность, дабы не впасть в соблазн могуществом науки. Если эта задача не будет выполнена, то, боюсь, Церковь рискует превратиться в музЭй, куда будут приходить, чтобы посмотреть на красивые, но бесполезные экспонаты, а семинарии будут выпускать музееведов в рясах. В конечном итоге, антинаучная Церковная философия разделит участь древних, ниспровергнутых некогда, языческих мифологий.
Задачей Церкви, во все времена было создание (формирование) "нового человека". На протяжении истории, эта задача не стояла так остро как сегодня. В современных условиях, где происходит смешение культур, информационные потоки всё более уплотняются, новые технологии становятся всё более опасными и разрушительными в недобрых руках, а культура писанного закона исчезает, становится неэффективной - в таких условиях простой человек, не имеющий прочного внутреннего духовного стержня оказывается крайне уязвимым, всё более уязвимым. Психика и организм уже просто не выдерживают тех скоростей и тех воздействий, что оказывает современная цивилизация – отсюда депрессии, сумасшествия, болезни и т.д. Ветхий человек подошёл к пределу своих возможностей.
Посмотрите на рекламу – реклама уже давно – это не просто информирование о том или ином товаре, в современную рекламу уже заложены технологии воздействия на чувства, на глубинные эмоциональные механизмы человека, на подсознание. Многие из тех, кто считает себя твёрдыми в своей вере, при ближайшем знакомстве оказывается просто "сотканным" из пропагандистских стереотипов и социальных мифов, навязываемых информационной средой. Некоторые из таких "твёрдых в вере" считают необходимым откалываться от этого общества, замыкаться, уходить в изоляцию, вместо того, чтобы преобразовывать это общество, работать на его благо. Иные мечтают вернуться в прошлое, где царь-батюшка, земля-матушка, травушка-муравушка. Это, своего рода, дезертирство. Понятно, что все эти варианты - смерть для государства, для народа и не сулят никакого будущего.

Видя кризис современного человека как вида, нужно создавать людей, способных действовать в самой гуще современной культурной среды. И для этого нужно позаботится не о количестве, а, прежде всего, о качестве. Нужно уже заниматься не храмостроительством, а приступить, наконец, к душестроительству. В современном информационном обществе, когда мир становится всё более прозрачен, качество кадров становится превыше любого количества – возрастает как никогда, роль и значение примера (в том числе личного). Используя информ-среду для подачи дурного примера, можно очень быстро развратить общество. А, чтобы преодолевать такую среду модернизированного технологиями язычества, необходим уже нового качества христианин. И Церковь 21 века должна стать горнилом, выплавляющем, выковывающем, этого христианина 21 века.

Нужно просвещать людей относительно чистых, истинных духовных ценностей, отделять зёрна от плевел, рассказывая им об их Вере. Постепенно вытягивать людей из "кривославия" в православие. Особо одарённых погружать в углубленное изучение сути Веры. Восстанавливать институт оглашения. То есть, нужны спец курсы с чёткой программой. Подготавливаемые "кадры" должны стать "закваской" - воцерковлять мир, вопреки тому, что происходит сейчас - обмирщению Церкви.
О «Сверхчеловечестве» мечты возникли уже давно: «Белокурая бестия» в 3 Рейхе, «Новый Советский человек», разнообразные Супермены в комиксах США… И сегодня эти мечты никуда не ушли. Существует движение «трансгуманизма». В 21 веке все технологии, появляющиеся в мире (генная инженерия, нанотехнологии, виртуальная реальность и психотехнологии) будут использоваться на модификацию – усовершенствование человеческого тела. В руках безнравственной элиты, обретающей сверхчеловеческие способности, это станет страшнейшим оружием – страшнее всяких ядерных бомб. Например, можно будет выращивать «идеальных солдат» - киборгизированные, бездушные биороботы не будут иметь ни совести, ни жалости – у них не будет причин невыполнить приказ, например, на «зачистку» территорий от мирного населения. Мольбами о жалости этих существ не остановишь.

А что же сможет противостоять модифицированной имплантатами сверхчеловеческой элите?

Несомненно, это может быть только Бого-человечество.