Невыносимые условия жизни в царской России
На модерации
Отложенный
Сто лет назад, в мартовском номере газеты «Утро России», считающейся в то время рупором русских националистов и богоискателей, вышла статья о массовой эмиграции. В ней, в частности, говорилось: «К приставу 1-го стана, живущему в слободе Покровской, Самарской губернии из одной Тонкошуровской волости поступило свыше 200 заявлений о желании выехать в Америку».
Масштабы бегства людей из империи были впечатляющими, за 25 лет – с 1890 по 1915 год – официально эмигрировало 3347618 человек, большая часть из которых – 57.8 % в Соединенные Штаты. Их перевозкой занималось 32 пароходства, в том числе Восточноазиатское общество, принадлежавшее царице Марии Федоровне Романовой и датчанам. Стоимость шифскарты составляла 65-90 рублей, еще 15 рублей стоил паспорт и столько же взятки чиновника.
В реальности бежало значительно больше. Только четверть всех эмигрантов оформляли заграничные паспорта, а три четверти пересекали границу нелегально. Если пароходами, в основном, уезжали представители еврейской и немецкой диаспоры, то русские покидали страну через границу с Австро-Венгрией. За три рубля с человека местные проводники переправляли всех желающих.
Причин, чтобы покинуть империю Романовых было предостаточно. Люди бежали, прежде всего, от невыносимых условий и в поисках хоть какой-то социальной справедливости.
Известный просветитель Н.А. Рубакин в книге «Россия в цифрах», изданной в С-Петербург в 1912 года, писал: «… в 1905 г. из каждой 1000 умерших обеих полов в 50 губерниях Европейской России приходилось на детей до 5 лет 606,5 покойников. Из каждой 1000 покойников мужчин приходилось в этом же году на детей до 5 лет 625,9, из каждой 1000 умерших женщин - на девочек до 5 лет – 585,4. Другими словами, у нас в России умирает ежегодно громадный процент детей, не достигших даже 5-летнего возраста, - страшный факт, который не может не заставить нас задуматься над тем, в каких же тяжелых условиях живет российское население, если столь значительный процент покойников приходится на детей до 5 лет».
Уровень жизни значительного числа рабочих был низкий. Статистический ежегодник города Москвы. Вып. 4-й. 1911-1913. М., 1916. С. 170-173. (А.П. Корелин) приводит следующие цифры: кузнец получал 144 копейки в день, поденщик – 105 копеек, при этом фунт (0,454 кг) масла сливочного стоил 50 копеек, фунт мяса – 24 копейки, курица – 93 копейки за штуку. Еще приходилось оплачивать съем жилья и содержать семью. Жить в таких условиях было невыносимо.
Московская газета «Голос» 6 мая 1910 года на своих страницах напечатала отчет о судебном процессе, на котором подсудимый так объяснил мотивы своего преступления: «Работал я на фабрике купца Золотихина. Потом кашлять стал, меня и за ворота. А у меня детей трое. Было пятеро, двое ещё до того умерли. Что было, продали и стали голодать. Младший у меня родился весь синий и без ноготков на пальцах и прожил два дня только. Иду по улице, а из трактира купец с такой харей, что впору его схарчить самого вместо свинины. Я взял булыжник и по черепу его».
Официальная продолжительность жизни составляла 30,8 лет, при этом не учитывалась смертность детей до 1 года, людей без паспорта, женщин с желтыми билетами, гибель солдат и каторжан, самоубийства.
Столь неблагоприятное положение населения объяснялось внутренней экономической политикой. Безжалостная эксплуатация вчерашних крепостных крестьян, по сути, было единственным конкурентным преимуществом России. Для этого, с одной стороны, устанавливались запредельные таможенные пошлины, получившие название «золотых», а с другой – всячески поощрялись любые иностранные инвестиции, причем зарубежные компании, как правило, получали монопольное право на производство. В итоге в Российской империи поднималась только та промышленность, для которой был характерен тяжелый труд.
Царское правительство практически всегда шло навстречу иностранным корпорациям в ущерб национальным интересам. Уровень налогообложения был самый маленький в Европе, - в 4 раза меньше, чем во Франции и Германии. За рубеж вывозились огромные деньги. Колоссальные доходы складывались из низких налогов, низкой оплаты труда и высокой стоимости промышленных товаров компаний-монополистов, многие из которых находись под контролем династии Ротшильдов.
Предприниматель и журналист Иероним Павлович Табурно привел следующие цифры: «каждые 6 с половиной лет мы уплачиваем иностранцам дань (доход от инвестиций), равную по величине колоссальной контрибуции, уплаченной Францией своей победительнице Германии».
Так, на 1 января 1902 года западные компании в качестве инвестиций вложили 1.043.977.000 рублей, а вывоз капитала составил 4.372 млн. рублей, в том числе и в виде кабальных процентов по царским займам. С 1904 по 1913 год западные компании в Россию инвестировали еще 1,7 млрд. золотых рублей, извлекая при этом 380-450 млн. рублей ежегодно».
Именно иностранный капитал решал, что производить в нашей стране, а какие отрасли нужно сворачивать. В свое время Ротшильдами было организовано «Батумское нефтепромышленное и торговое общество», вскоре к ним присоединились и «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». На деле это означало практически полный иностранный контроль над российской нефтедобычей.
Что из этого вышло, написала газета «Новое время», констатируя падение добычи нефти в 1912 году с 706,3 млн пудов в 1901 году до 569,3 млн пудов. «По мере все большего спроса на нефть и роста и роста цен на нее добыча нефти у нас падает. Главной причиной этого нефтепромышленники выставляют истощение нефтяных запасов, уменьшение нефти в нефтеносных слоях. Наша нефтяная промышленность гораздо моложе американской. И у нас почему-то уже наступает истощение, тогда как в Америке его не наблюдается. Не нужно ли видеть главную причину истощения наших нефтеносных земель в соглашении гг. нефтепромышленников?».
И в самом деле, начавший вначале 20 века рост цен на нефть и нефтепродукты сделал этот бизнес весьма выгодным. Сразу же на мировом рынке нефти хозяевами стали американцы, увеличив свою долю с 41,2% в 1901 году до 63,13% в 1913 году. Россия, напротив,за эти годы сократила свое присутствие с 50.6% до 18,2%.
Иностранный капитал, контролирующий нефтедобычу, счел нужным увеличение российской угольной промышленности, поскольку Европе был нужен дешевый уголь. В результате десятки тысяч русских крестьян были отправлены в шахты с минимальным уровнем технического оснащения. О технике безопасности вообще речь не велась.
Наукоемкие технологии в нашу страну практически не ввозились, технологическое отставание от Англии и США составляла 50 лет. Как и сейчас, экспорт был исключительно сырьевым и составлял 60% бюджетных поступлений. Таким образом, сырьевая зависимость России была сформирована еще сто лет назад иностранным капиталом, не заинтересованным в создании мощного конкурентного государства на востоке.
Произошло это потому, что монополия на власть (династия Романных как раз в 1913 году отметила свое 300-летие) во многом порождала и экономическую монополию. В то же время на западе пришло четкое понимание, что узурпация власти и создание картелей, сращенных с чиновничеством, является отрицательным фактором для научно-технического и экономического развития стран. Именно поэтому в 1890 г. Конгрессом США практически без обсуждения или возражений был принят антитрестовый закон Шермана, а институт смены власти закреплен конституцией.
Всё это и происходило в России в конце XIX и в начале XX веков, что и привело к тому, что пришедший иностранный капитализм вкупе с доморощенными купцами и заводчика создал самую дикую форму капитализма. Внушить же экономически неграмотному царю-батюшке Николаю II, что всё это делается во благо России, не составило труда.
Американский экономист и историк российского происхождения Александр Гершенкрон, который эмигрировал в 1910 году, был уверен, что «российская экономика не была больше рыночной экономикой в нормальном смысле этого термина, что нормального капитализма в России не было», хотя бы потому, что проводила политику монополизма, выгодную иностранному капитализму и ряду, чиновников, лоббирующих интересы хищников-капиталистов.
Комментарии
Не за кружевные трусы и безмиз, не за сто сортов упаковок колбасы. А просто за право жить. Сытым не понять.
никто не мешал при такой огромной власти царя начать хоть какие-то реформы..ну если только страх за собственную шкуры и своей семьи, и как уберег?
презрение грамотного меньшинства стало тождественно презрению неграмотного большинства..
в итоге драга за рваный лапоть, который не получил никто и оба погибли, ушли туда. где все без лаптей..
вот что такое брошенная или даже слабая власть в России
___________
Но со старой властью это было невозможно. Причем большевики брали властоь не у царя. Первой революцией была февральская, буржуазная, (основная сила опрокинувшая монархию, низложившая монархию - капитал, церковь, и часть эсэров) сформировавшая Временное Правительство. Но к октябрю обосрались и они. И пришлось впрягаться большевикам. И участвовать в драке развязанной февралистами же...
большевики точно также понимали, что капитализм в своем развитии выставит на продажу абсолютно все не гнушаясь ничем и ни кем, даже то, что вроде как стеснительно публично продать, они выставят это на продажу за углом из под полы..
и Ленин это прекрасно понимал, но не для взятия власти как таковой, а для призыва к реформированию страны, чтобы Россия смогла выдержать конкуренцию среди других капиталистических стран..
потому он и писал о том, что погружение в темноту неграмотности и дремучесть большинства, и все эти понты классового общества..угробят Россию..
еще раз, никаким революционерам в принципе невыгодны ни бунты, ни смута, ни распад страны, иначе где им заниматься сменой общественной экономической формации, если они вынуждены сначала заниматься как минимум сохранением и
революционер -это не тот кто возглавляет бунты. а тот кто курирует процессы внутри большинства, критикуя меньшинство, т.е. большевики тогда занялись не революционным делом, а вынужденным, ради сохранения страны..именно потому, что считали себя тоже ответственными и в том. что значит не донесли до властей, не были услышаны
достоевщина?
да, но это чисто русская позиция, не дожидаться угрызений совести, а действовать, и где кому не хватило ума, большевиков выручила дисциплина- потому народ и пошел за ними и признал их властью
сила власти в дисциплине. в том числе..
Так и пришлось заниматься не только минимумом, но и больше максимума. Так как никто другой именно государством занимаься - планов не строил. Или строил, но свое личное, где ему одному с соратниками будет хорошо, что было характерно для белого движения.
_________
Ну да, я вот никогда не жалею о том, что сделал. Но часто виню себя тем, что НЕ сделал, когда мог.
Россия это не Монако казино -
потому и не было таких, кто бы мог бы удержать Россию, как государство, а не играть в казино Монако..
были те, кто думал, что сможет удержать прежнее, не задумываясь о том, что капитал уже поставил это прежнее в тех самых казино на кон, и уже это прежнее проиграно там..
были те, кто пытался удержать то, проигранное, того, чего уже не имел
и опять достоевщина- много угрызений совести, нюней- но назад дороги нет..
для русского же это самые жуткие мучения, чем часто воспользуется. а русские часто пользуются тем, что могут кому-то что-то поручить, не слишком приемлемое для него.
потому русским в синергии с другими народами очень комфортно.
и русские готовы пережить бытовую нужду, чем муки угрызения совести, т.е. отдать что-то с себя и даже пострадать за кого-то, лишь бы душа была спокойна
потому русским как никому соответствует православие как философская основа их бытия и сознания, без индульгенций, и посыпания головы пеплом, но готовности страдать ради покоя своей души .
_______________
Достоевский - сломанный, маленький и серенький человечек. Хоть и талантлив.
Его философия годна лишь для оправдания кому-то собственной никчемности. Придания ей хоть какой-то значимости.
А для реальных дел нужны люди со стержнем. И у большевиков он был.
и уж конечно ни один литератор не ставит себе целью что-либо оправдывать- он лишь отражает, что есть , своими литературными методами- не более.и еще не бывает значимость без кажущейся никчемности, иначе никчемность занимает место значимости и наоборот.
невозможно целостность мира принимать, исключая и этой целостности хоть что-то..без этого он тут же теряет свою целостность , и все в нем меняется в том числе и значимость и никчемность, при чем как в пространстве, так и в периоде, т.е. невозможно там и тогда исключить что-то не потревожив целостности, а здесь и сейчас исключить и сохранив ее..
проще говоря, чтобы знать у кого стержень, нужно видеть того, у кого его нет,и стержень здесь и сейчас, а там и тогда у другого, у которого здесь и сейчас его не было
Ну а стержень, он либо есть, либо его нет. Показывает практика. Она критерий истины, а не рассусоливания "я сегодня вижу, а завтра не вижу. "
важно то, что у русских есть то, чем это представление описать образно..
я выбрала достоевщину. другие русские могут выбрать другое описание.
важно, чтобы там были именно психологические портреты русских и их культурного кода, т.е. х подсознательного движетеля, при чем большинства, это не значит того, что меньшинство было не русским, но в том числе и достоевщина описывает отрыв при классовом делении общества меньшинства от большинства, когда капитал, который ворвался в Россию в 19-ом веке, лишь упрочил и зафиксировал этот разрыв и воспользовался им в своих интересах, потому революционеры , курируя со стороны ситуацию в России делали упор об опасности именно классового деления в России, и не столько царя , а именно системы царизма.
вы нигде не найдете у Ленина, то, что враг русского народа царь, он писал именно о системе царизма , как системе
мог царь хотя бы пошатнуть эту систему, хотя бы равноудалить ее от себя, но он предпочел идти накатанным путем- парламентаризма
и большевики прекрасно понимали, что царь не сможет противостоять ни системе царизма, да еще с еще одной созданной системной законодательной структурой, ни тем более против , к тому времени ух глобализирующейся системой капитала.
и большевики понимали, что где царь что-то не будет понимать, там же большевикам придется этому же противостоять, и явно царь в силу ослабления его власти, а следовательно веры в него большинства, ибо при такой тотальной неграмотности всё держалось именно на вере во власть помазанника , но тем не менее при ослаблении -этой зыбкой скрепы , страна могла рухнуть в любой момент, что большевикам никак не в масть было, а тут еще войнушка выгодная и как для окружающих Россию так и для мирового капитала в связи обрушением стоимостного эквивалента в мире
да у русских стержень в аскезе, т.е. он сам себе не принадлежит, он принадлежит своему предназначению, как тот Левша- когда его в Петербурге принимали в горячечном бреду- он что только твердил- англичане ружья кирпичом не чистят..т.е. сначала суть дела, а уже потом, как он выглядит, сутуло , не уверенно или в горячечном бреду..
стержень-это понимание сути вопроса, и своего дела и предназначения.. внешний лоск- дело десятое..при чем то, что касается его державы , ибо он подданный царя батюшки..
да Вакула , просящий черевички- тоже русский- но пока еще на такую жертвенность ради державы он еще не готов. но для Оксаны уже готов.
отход от русскости делит эту жертвенность на десять- и вот уже для мелких дворянчиков времен Чичикова- важнее лоск, и так по чуть- чуть..
и вот уже 90-е и джинсы с лосинами -это уже круто. сварганить в подвале и толкнуть на базаре- а потом в кабак хорошо покушать- вот и стержень
он из среды из окружения и востребованности, и смотря кем, если для продажи- то и стержень уже продан и пропит.
русские, как и каждый народ сам себе избирает религию которая соответствует ближе всего их мировоззренческому философскому исходящему культурному коду-это происходит очень долго. в ходе исторического развития и народа и государства, очень постепенно адаптируя к себе и религиозные воззрения и церковные уставы..в том числе через боль и кровь и страдания.
попытка менять культурный код не только народа, но даже одного человека-это практически его уничтожение как человека и его убийство , либо подведение к самоубийству. как биологической единицы..
ибо для человека- его культурный код настолько находится в ходе его взросления на подсознании, что является основой его инстинкта самосохранения..
для русских это одно самых крепких связей в подсознании, и в критические моменты срабатывает автоматически и достаточно быстро, в том случае- если вмешивались в этот культурный код с целью его переформатирования- то такой человек тут же бежит к самоуничтожению, а не к самосохранению.
паразитирование -это уже другой вопрос..
если вы покупаете себе кучу техники, вс эту технику вам нужно так или иначе обслуживать, хотя она является вашим
система госуправления и госрегулирования, и правящее меньшинство в них, для большинства примерно такие же системы..
типа не жалко, но по мере развития общества , периодически нужно переформатировать и все отчужденные системы госуправления и госрегулирования и общественные и связующие структуры в государстве, в соответствии и с освоением новых технологических возможностей и обществом и государством..ну это уже марксизм- общество развивается развитием технологий . и освоением и осознанием оных, т.е. пониманием перспективы их применения..
тогда государственная система и меньшинство в нем будет не паразитом для всех граждан государства, а помощником и необходимостью
Сломать культурный код - этим религия и занимается. Посмотрите на наших православных, они уже даже не личности, а члены одного муравейника, но муравьи то хоть работают... Они сидят жуя сопли, и ждут рая. Не живут.
вообще не удосуживаются спросить- где желаете родиться. кем и когда..просто жуть!
впрочем я давно вижу куда клоните..
спасибо за беседу - на этом всё
всего доброго!
и за что держалось тут меньшинство при таких сложившихся условиях, что готово было развязать гражданскую войну, тоже непонятно..на что оно рассчитывало?
т.е. правящее меньшинство всё из себя образованное и состоятельное, по сути в своей глупости мало чем отличалось от неграмотного, обескровленного большинства..
позор такому меньшинству, которое ради собственного благополучия своего береха, готово сделать их большинства народа страны скотское было, при этом свалив на него все свои промахи и бездарное управление страной-типа они от рождения такие, не совсем голубой крови, а потом пускать слюни о том, что кровь оказывается у всех красная.
разве мало в том числе и революционеры предупреждали их о складывающейся кризисной ситуации в стране, разве мало писал в том числе и в ссылках об этом и Ленин и Бухарин?.
но
как и сейчас- ничего не хотят слушать- лучше говорящих в ссылку в тюрьму и с глаз долой.
в итоге такого бездарного правления- реки крови и развал страны, и кинутая под ноги большевиков власть . если бы они ее не подняли, что было бы с Россией..и если бы они не отстояли красное дерево?
Кстати не я придумал про устремление российского населения в царские времена.
В инете есть материалы по празднованию 23 февраля левыми силами в РФ, и вчерашний митинг в память Немцова! Так вот за ли еральные ценности вышли поддержать намного больше людей чем за левый и социальные,..
Поэтому чему удивляться, почему так "замечательно" живёт в большинстве простой люд в РФ,..
"Уважаемые товарищи! Я хочу рассказать о том тяжелом положении, которое создалось за последние месяцы в Сталинграде. У нас теперь некогда спать. Люди в 2 часа ночи занимают очередь за хлебом, в 5-б часов утра в очереди у магазина- 600-700-1000 человек. Когда вечером возвращаемся с работы, в хлебных магазинах хлеба уже нет. По вечерам они совершенно не торгуют хлебом… У нас в магазинах не стало масла. Теперь так же, как в (бывшей) Польше, мы друг у друга занимаем грязную мыльную пену. Стирать нечем и детей мыть нечем. Вошь одолевает, запаршивели все. Сахара мы не видим с первого мая прошлого года, нет никакой крупы, ни муки, ничего нет. Если в городе у нас на поселке что появится в магазине, то там всю ночь дежурят на холоде, на ветру матери с детьми на руках..."
https://ltraditionalist.livejournal.com/37693.html
http://historical-fact.livejournal.com/17603.html
"...корнет Оболенский - налейте вина!"
А на самом деле: " Мрёт в наши дни с голодухи рабочий, станем ли братья мы дальше молчать..."