Столица и провинция. Чему учит история?

На модерации Отложенный

Гайдпаркер Николай Еремеев написал заметку "Почему в Москве тепло и сытно?". Мне не хватило места, чтобы поделиться мыслями на эту тему. Поэтому пишу в блог.

Описанный Николаем пример: процветающая столица и стагнирующая провинция известен мировой истории. Наиболее схожая ситуация, наблюдалась, на мой взгляд, в Византийской империи в конце 12-начале 13-го века.

К этому времени императорский двор в значительной мере подавил экономическую самостоятельность регионов. Делалось это, прежде всего, путем централизации налогов. Населению внушали, что посылка средств в столицу необходима на нужды обороны.  Объявлялось, что концентрация финансов спасет их от расхищения бюрократией на местах.

Однако, на практике, "федеральные" деньги раскрадывалились верхушкой чиновничества, не доходя до армии. Так, например, из нескольких сотен боевых кораблей к концу 12 века у Византии осталось 5 судов. Этого было недостаточно даже для патрулирования Босфора.

Оставшись, фактически, без финансирования, эпархи провинций вынуждены были за каждой мелочью (даже если речь шла о средствах для ремонта мостовой) ездить в Константинополь. Там у них образовались своеобразные "представительства": останавливались и подолгу жили у друзей или родственников.

Со временем, убедившись, что все проблемы, в реальности, решаются в столице, губернаторы и вовсе переселились во "Второй Рим". За ними последовали их чиновники, жены, садовники, конюхи, певцы, танцоры, ювелиры. Ситуации, когда чиновник числится ответственным за оборону побережья от пиратов где-нибудь в Антиохии или строительство дорог в Фессалониках, а живет в Константинополе - стали обыденностью. На практике их обязанности выполнялись чиновниками низших рангов (с огромными нарушениями) или не выполнялись вообще. То есть, человек сидел  в столице, получал хорошее жалование и вообще ничего не делал.

Подобная средневековая "вертикаль", надо признать, принесла "Второму Риму" процветание. Ведь в столице "крутились" все деньги империи. В короткий срок население города выросло до миллиона человек. Торговля с соседями, изготовление предметов роскоши: тканей, ювелирных изделий, посуды. В столицу старался уехать всякий мало-мальски честолюбивый человек. По крайней мере, он всегда мог рассчитывать на непыльную и высокооплачиваемую работу "офисного планктона" - писца или делопроизводителя канцелярий фискального ведомства, госимуществ, строительства и т.п.

Между тем, за стенами Константинополя, в "застеннье", жизнь хирела. После "откатов" константинопольскому чиновничеству и местным властям, деньги до населения почти не доходили. Византийские купцы являлись умелыми бизнесменами, но им нечего было продать полу-нищему крестьянству. Ремесленники не могли найти сбыта своих изделий городской верхушке (она обнищала или выехала в Царьград) и потому бросали свое ремесло и возвращались на землю, в деревню. Города пустели.

Интересно, что с армией византийская "вертикаль" была буквально, на ножах. Полководцы требовали провианта, снаряжения, оружия, в то время, как деньги на это давно были распилены в константинопольских кабинетах.

Войско вело полуголодное существование еще и потому, что всякая боеспособная часть, каждый талантливый командир вызывали дикий страх у правящей верхушки. В них видели угрозу существующей системе.

Доходило до того, что в докладах в столицу военачальники умышленно искажали планы военных кампаний. Их горький опыт свидетельствовал: правдивый отчет тут же становится известен противнику.

В самом городе армейских подразделений почти не было. Зато распухал штат византийского ОМОНа - палатинской стражи.

Как на происходящее смотрели императоры? Единственный волевой человек тех времен Андроник I-й повел борьбу с коррупцией верхушки чиновничества и был довольно быстро убит. Но большинство властителей страны были этакими зиц-императорами - безвольными ставленниками столичной бюрократии. Ничего не решавшими. Вместо них правили евнухи, мэры Константинополя, дяди и тети сановников, конюхи-фавориты, верховные казначеи.

Подобный "гламур" для столицы империи продолжался до конца 12 века. Однако, к концу столетия, обескровленная провинция не смогла содержать это "константинопольское чудо". Певцы, мимы, жонглеры стали оставаться без "корпоративов", а чиновники без лыжных курортов Балкан.

Но и тут бюрократическая "вертикаль" не стала унывать! За хорошие деньги веницианские купцы получили разрешение торговать на территории империи беспошлинно. Что окончательно добило местную промышленность и торговлю. Также Венеции были сданы в аренду целые области на западе страны - в частности, Эпир.  Последний шаг вызвал ярость в офицерском корпусе армии. Без жалования военные могли жить, без страны - нет.

Вероятно, распил империи мог длиться долго, но вмешался внешний фактор. В 1204 году столицу осадили крестоносцы. Командующие военными округами в Трапезунде, Никее, Фессалониках на приказ: двинуть войска на спасение столицы - ответили гробовым молчанием.

В принципе, крестоносцев было немного - 15 тысяч. Это аудитория весьма среднего московского футбольного матча. Однако, когда они двинулись на штурм, то византийский "ОМОН" побросал оружие. Палатинцы переоделись в "гражданку" и растворились в мирном населении. Миллионный город был взят горсткой "латинских варваров" в течение 2-3 часов! Его никто не хотел защищать.

Начался грабеж. Когда жители столицы в панике покидали город, то вся эта толпа вчерашних "менеджеров", "письмоводителей 3-го разряда", "специалистов по управлению и маркетингу" подверглась насмешкам, грабежам и унижениям жителей "застеннья" - крестьян. Они шли от горящего города под градом плевков, комьев грязи, издевательств над их "столичным произношением" со стороны вчерашних послушных подданных. На Византию опустился мрак.

Насколько правомерна приведенная мной историческая аллюзия? Механизмы, существующие сегодня в России, во многом аналогичны византийским. Но не во всем. У нас нет такой внешней угрозы, какая была у византийцев: арабы, турки, болгары, латиняне. С другой стороны, схожие механизмы функционирования общества ДОЛЖНЫ привести к аналогичным результатам. Пиаром можно запудрить мозги людям, но не Истории.