Офисная слизь

На модерации Отложенный

Очевидно, есть все основания полагать, что утверждение, будто предпринимательская деятельность является, чуть ли не панацеей для спасения падающей экономики страны, является заведомо ложным по своей сути. Такая постановка вопроса не приближает, а только отдаляет решение проблемы и вселяет в головы доверчивых сограждан совершенно ненужные иллюзии.

Это – тезис, пусть и несколько полемически заостренный. Теперь попробуем его доказать.

В последнее время в общественном сознании совершенно неоправданно, на мой взгляд, вырос престиж «классического бизнеса». С одной стороны, это, конечно, неплохо. Россияне, так или иначе, вовлекаются в экономическую деятельность и участвуют в процессах производства национального продукта.

Однако, очень скверно то, что при этом так называемый «классический бизнес» очень часто позиционируется в качестве единственно возможного способа участия в экономической жизни, и резко противопоставляется другим формам производственной деятельности. Россиянам активно внушают, что только бизнесмены действительно «зарабатывают» деньги, в то время, как все остальные, эти деньги лишь «получают». Из этого как бы автоматически следует, что только «занятие бизнесом» или «открытие собственного дела» является  достойным занятием для уверенного в себе и уважающего себя человека.

Все остальные виды человеческой деятельности, видимо, следует считать уделом лохов и неудачников.

При встречах нынче принято спрашивать старых знакомых, открыли ли они свое дело и как успешно продвигается их бизнес? Причем, при отрицательном ответе следует всячески выражать «неудачнику» сочувствие и сожаление. Человек, не имеющий «своего дела» обычно воспринимается, как изгой, выпавший из общества «нормальных людей», вроде больного, пораженного неизлечимой, а часто и неприличной болезнью.

Дело доходит до того, что «предприимчивость», умение «достать» и «продать», начинают ценить гораздо выше самых высоких профессиональных навыков.

Мне довелось услышать рассказ опытного инженера, обратившегося по объявлению на завод, которому требовались «грамотные специалисты в области деревообработки». Однако уже на собеседовании быстро выяснилось, что понятие «грамотный специалист» трактовалось инженером и менеджерами завода совершенно по-разному. Инженер предложил свои услуги в качестве технического специалиста и организатора производства. Но его подняли на смех, и прямо сказали, что «рассчитать деталь и запустить станок каждый дурак сумеет». Под словами «инженер», «мастер» и «столяр» юные менеджеры заводика, оказывается, подразумевали людей, которые не только смогут произвести, скажем, качественную мебель, но и найти рынки сбыта готовой продукции. Слова о том, что умение произвести своими руками качественное изделие, уже само по себе является показателем профессионализма и мастерства, встречали искреннее непонимание. По мнению работодателей, единственно ценным качеством в потенциальном работнике должна была являться предприимчивость и умение продать товар. Производство же этого товара они на полном серьезе считали делом второстепенным.

Впрочем, что далеко ходить. Подобное сплошь да рядом происходит в той же журналистике. Приходится постоянно сталкиваться с примерами, когда  опытных
журналистов приглашали на работу с условием,  что они сами будут искать заказчиков, готовых оплатить публикуемые материалы. Главным в этой схеме является именно своевременная оплата, а не качество самих материалов – об этом вспоминают в последнюю очередь. Распространенным стало и приглашение на каналы тележурналистов (в том числе, самых именитых) со своими спонсорами, которые могли бы оплатить производство программы и показ ее в эфире.

Кстати, подобная практика во многих странах мира считается незаконной. В том же Нью-Йорке, например, публикация «проплаченного» материала без четкого указания того, что он опубликован «на правах рекламы», приравнивается к «скрытой рекламе», которая запрещена законом. Автор материала и редактор издания вполне могут оказаться за решеткой. Однако у нас такое не только считается нормальным, но даже постепенно становится основой всей российской журналистики.



Впрочем, в данный момент речь идет о другом. О том, что в современной России до нуля упал престиж мастера, будь то классный столяр, способный создать уникальное изделие, или же журналист, из-под пера которого выходят профессиональные и качественные материалы. Зато до невиданных высот поднялся престиж посредника, единственным умением которого является умение продать (иногда – откровенно «впарить») то, что он сам не произвел и никогда произвести не сможет.

Но, может быть, без этой фигуры никак не обойтись?

Давайте посмотрим.

Попробуем провести небольшой эксперимент. Возьмем наугад несколько наиболее известных и престижных частных компаний федерального уровня. Тех, чьи акции чаще всего фигурируют в верхних строчках всевозможных списков и рейтингов. То есть, тех, на продаже и перепродаже которых «зарабатывают» себе на жизнь «настоящие бизнесмены» - всевозможные посредники и игроки на многочисленных биржах. Например, тот же «Газпром», «Роснефть», «Норильский никель», РАО «ЕЭС России» и далее по списку.

Теперь «потянем за ниточку из клубка», чтобы выяснить, с чего же, собственно, начинается эта бесконечная цепочка продаж и перепродаж.

К удивлению многих, мы увидим, что практически всегда в самом начале этой пресловутой «цепочки» стоит какое-то конкретное производство. Армия алчных
«кровососов» зарабатывает на совершенно конкретном продукте, произведенном предприятиями нефрегазодобычи, металлургии, машиностроения, энергетики, транспорта, легкой и пищевой промышленности. В начале списка неизменно стоит производитель, который действительно и без всяких кавычек зарабатывает деньги. Для себя и  для предпринимателя, который, хоть и занимается важным делом дальнейшего продвижения и реализации этого продукта, но все равно является по своей сути вторичным по отношению к производителю.

Не удивительно поэтому, что на Западе наемный работник зачастую зарабатывает больше своего формального «хозяина». Это естественно – без производителя «хозяин» просто лишился бы источника дохода. Экономика страны элементарно рухнет, если все трудоспособное население решит податься в «предприниматели», к чему неосмотрительно призывают порой малограмотные российские «экономисты».

К сожалению, эта элементарная истина до сих пор неведома многим нашим соотечественникам. Они по-прежнему всеми правдами и неправдами стремятся попасть в число избранных «хозяев жизни», коими, по их глубокому убеждению, являются владельцы собственного бизнеса, или, по крайней мере, сотрудники коммерческих отделов крупных компаний.

Между тем, при здравом размышлении нетрудно понять, что «великие и могучие» предприниматели являются по большей части всего лишь «прокладкой» между производителем и потребителем. В ограниченных количествах такие «прокладки» необходимы для нормального функционирования производственного механизма и экономики в целом. Но в больших (а на примере современной России – в огромных) количествах «посреднические», а, точнее говоря, паразитические структуры начинают тормозить развитие общества.

Этот социальный слой недавно было принято ласково называть «офисным планктоном». Я бы назвал его «офисной плесенью» или даже «офисной слизью». Эта слизь обволакивает работоспособную структуру, проникает в самые потаенные уголки механизма, и, в конце концов, способствует окончательному его выходу из строя.

Непропорциональное увеличение паразитического слоя «слизи», выкачивающей средства на свое содержание из воздуха, ведет к тому, что экономика страны все больше и больше напоминает откровенную «пирамиду». Судьба «пирамид» всем хорошо известна.

Да и вообще – общество, где самым уважаемым человеком является не мастер, а ловкач, обречено.

К сожалению, эта элементарная мысль доходит до россиян с большим трудом.

Если доходит вообще.

Юрий Гладыш

http://e-epos.info/publ/ofisnaja_sliz/1-1-0-158