Аналитическая справка департамента Департамент закордонних справ & world_cooperation ГО "Молот Правд

На модерации Отложенный
Аналитическая справка департамента Департамент закордонних справ & world_cooperation ГО "Молот Правд
С 1 января 2012 года на пространстве России, Белоруссии и Казахстана заработала новая интеграционная структура — Единое экономическое пространство (ЕЭП). Внутри ЕЭП должно быть обеспечено свободное перемещение товаров, услуг и капиталов. Предполагается, что наряду с образованным ранее Таможенным союзом, ЕЭП должно стать важной вехой на пути к созданию другого более крупного интеграционного объединения — Евразийского Экономического Союза. Президентами России, Казахстана и Белоруссии поставлена задача к 1 января 2015 года завершить формирование Евразийского Союза с выходом на всеобъемлющий договор. Президент Украины Виктор Янукович заявил (на Ялтинском форуме), что Украина внимательно анализирует опыт создания и функционирования таких интеграционных объединений как Таможенный союз и Единое экономическое пространство. «Особое внимание мы уделяем вопросам трансформации этих объединений в Евразийский Экономический Союз, при котором Украина сегодня уже имеет статус наблюдателя», — отметил Янукович. Однако многих граждан Украины уже сейчас интересует вопрос: а насколько выгодна активизация сотрудничества Украины в этом направлении с последующей интеграцией и насколько перспективен Евразийский Союз?

Итак давайте подробнее рассмотрим все плюсы и минусы, вступления Украины в зону Единой Евразийской интеграции, с последующем участием, в статусе члена Евразийского Союза.

+
1) • 3 миллиарда долларов в год за отмену экспортных пошлин на нефть, плюс 490 миллионов долларов в год на нефтепродукты;
2) • 4,6 миллиарда долларов в год за счёт снижения цен на газ (до уровня российских внутренних цен);
3) отмену российских защитных мер, что приведёт к увеличению украинского экспорта в РФ на 670 миллионов долларов в год;
4) • компенсацию возможных санкций со стороны ВТО – 1,9 миллиарда долларов;
5) • обеспечение загрузки газотранспортной системы.
6) Укрепление Международного статуса и престижа Украины на постсоветском пространстве! Повышение авторитета
7) Реальный прирост ВВП Украины
8) Украина в июле может присоединиться к протоколу о создании Таможенного союза, заявил уполномоченный украинского правительства по сотрудничеству с РФ, странами СНГ и Евразийского экономического сообщества.
9) Укрепление дипломатических отношений Украины между странами СНГ и в частности, тотальная перезагрузка в Российско-Украинских отношениях. Совместный военный и правовой союз между всеми странами на постсоветском пространстве
10) Украина почётный член Евразийского Союза, которая имеет право голоса и участие в Евразийском Парламенте. Формирование повестки будущего. К её мнению прислушиваются, другие страны.
11) Единый экономический трафик и экономическое процветание Украины, как в агропромышленном, так и в индустриальном комплексе. Украина, стала привлекательной страной, сюда не боятся вкладывать богатые инвесторы.

1) Удар и прочие оппозиционные партии Украины, помешают её вступлению в Таможенный Союз
2) Украина должна двигаться в направлении евроинтеграции, так убеждены прозападные политики. Охлаждение международных отношений со странами НАТО и США. Столкновение интересов в Европейском пространстве.
3) Парламент должен не допустить резкого изменения внешнеполитического курса страны. В законе, принятом парламентом прошлого созыва, четко записано, что выбором и целью Украины является европейская интеграция! Политические страсти на Законодательном Уровне, между партиями, представленными в Верховной Раде Украины.
4) Намерение властей Украины о вступлении страны в Таможенный союз противоречит якобы национальным интересам государства, поэтому оппозиционные силы сделают все, чтобы не допустить ратификации в парламенте документов о присоединении к ТС.
5) Оппозиция в Верховной Раде будет делать все возможное для недопущения ратификации документов о вступлении в Таможенный союз, заявляет народный депутат от фракции УДАР Ростислав Павленко.
6) Таможенный союз может обвалить гривну, которая является национальной валютой. Гривна девальвирует, и сценарий этой девальвации заранее предугадать сложно. «В условиях экономического кризиса девальвация — один из способов стимулирования национального товаропроизводителя. Основные торговые партнеры Украины, в частности, Россия, девальвировали свои валюты, что невыгодно для Украины.

1.​ В Европе нас не хотят

Сама конструкция Евросоюза представляет собою объединение нескольких самых сильных стран континента – таких как Германия или Франция, окруженных странами периферии. На страну европейской периферии Украина не тянет – слишком большая территория, слишком развитая экономика, в клуб же стран-мейджоров нас не примут никогда, количество членских билетов в такие клубы обычно ограничено. Для того, чтобы попасть в Евросоюз Украине надо будет либо распасться на части, как это произошло с Югославией, либо добить отечественную экономику, как например, в Прибалтике, где все крупные предприятия, построенные в советское время остановлены. Понятное дело, что ни первого, ни второго не хочется. Логика же развития Евраз ЭС предполагает включение Украины в процессы экономической интеграции как единого целого. Для нашего промышленного региона сохранение и преумножение экономического потенциала является основной благополучного развития. В 90-е годы мы прошли через болезненную деиндустриализацию и продолжение этих процессов приведет только к обнищанию основной части населения региона.

2.​ С соседями надо дружить

Экономическая реальность такова, что главным внешним контрагентом Луганской области, и Донбасса в целом, остается Россия. В то время как поставки нашей продукции в Европу в 2012 сократились на 41% - в условиях кризиса и не стабильности еврозоны, ЕС защищает своего производителя. Основным и ключевым для экономики Луганщины объектом импорта являются энергоносители. В этих условиях рвать экономически выгодные и естественные связи ради европейской мечты крайне опрометчиво. ЕврАз ЭС уже сегодня формулирует принципы единого экономического пространства на постсоветском пространстве. По сути дела речь идет о тех же процессах экономической интеграции, которые происходят в рамках Евросоюза. Однако если в первом случае интеграция происходит на основе исторически сложившихся связей, то встраиваться в европейское пространство Украине придется буквально «переламывая» себя. ЕврАз ЭС открывает для наших предприятий новые рынки сбыта, где наша продукция будет востребована. Впрочем, это очевидно так же как то что Волга впадает в Каспийское море.

3. Одно другому не мешает

Интегрирование Украины в евразийские экономические структуры не отрицают возможности продолжения курса на сближение с Европой. Ведь речь идет не о создании военно-политического блока времен «холодной войны», когда принадлежность к одному из лагерей, означало жесткую конфронтацию с другим. Евразийская интеграция является типичной формой экономической кооперации между странами соседями, таким образом объединяются страны во всем мире – например, Североамериканская зона свободной торговли НАФТА (North American Free Trade Agreement, NAFTA) — соглашение между США, Канадой и Мексикой или АСЕАН, объединяющая страны Юго-Восточной Азии. В Луганской области уже реализуется проект подобного регионального партнерства в рамках еврорегиона «Донбасс», от сотрудничества, в рамках которого выигрывает и украинская, и российская сторона.

4. Общий путь к демократии

У многих в Украине вызывает опасение сближения со странами входящими в ЕврАз ЭС, из-за слабых демократических традиций и склонности к авторитарному правлению, как например, в Беларуси. Да, безусловно, Евросоюз в плане демократических свобод может служить образцом, но эти достижения возникли не сегодня, а были частью длительных процессов общественной трансформации. Демократию нельзя автоматически перенести на другую почву, где нет действенных общественных механизмов. Ярким примером могут служить страны Северной Африки, где после эйфории «арабской весны» к власти стали приходить реакционные исламистские политики. Теперь этим странам грозит большой откат назад в плане соблюдения прав и свобод граждан. Украина же находится в одинаковом положении со странами СНГ, мы все ступили на путь построения демократического общества в 1991. Поэтому политическая ситуация в Луганской области, по своему генезису и логике развитие, гораздо ближе к ситуации в Ростовской области, чем в какой-нибудь немецкой земле или французской провинции.

5. Пора определяться

Украина – транзитная страна, играющая ключевую роль в связи между Европой и евразийским пространством. Долгое время руководство страны пыталось ходить между струйками, и лавировать между ключевыми континентальными игроками, прикрывая отсутствие четкой внешнеполитической стратегии «многовекторностью». Попытка Виктора Ющенко построить внешнеполитическую стратегию на противопоставлении Украины России и ее союзникам, сильно ударило на нашей экономике, потому что никто не любит враждебных соседей под боком. Но, самое главное, подобная лояльность не была оценена в Брюсселе. Так как несмотря на всю демократическую риторику, европейцы прагматики и их больше волнует стабильность газового трафика, через территорию Украины. Резкие перемены во внешнеполитическом курсе, наоборот, в глазах европейцев выставили нашу страну неким непредсказуемым фактором, и никаких существенных европреференций мы так и не получили. К слову, гораздо больших успехов в плане налаживания отношений с Европой, Украина добилась при Президенте Януковиче, который по мнению наших еврофилов из оппозиции, якобы полностью «похоронил» европейский вектор во внешней политике.
Были парафированы ряд важных документов о сотрудничестве с ЕС, а в 2013 у Украины появится реальный шанс подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Что лишний раз доказывает нетождественность риторики и конкретной практики – можно повторять «Европа» через каждые два слова, а можно вести прагматичную политику.

В то же время, если отвлечься от высокой политики и вернутся на нашу грешную землю, то является очевидным, что для жителей Луганской области дружественные отношения с Россией являются жизненно необходимыми, учитывая многочисленные нити хозяйственных, деловых и личных связей с соседской страной. Поэтому именно евразийский вектор оказывается наиболее предпочтительным и наиболее реалистичным для нормального развития нашего края. Вести многовекторное лавирование Украине становится все труднее, сегодня нам нужно определяться и видеть где наша настоящая выгода.

Я намерено не включал в свои пять причин разнообразные культурно-исторические факторы («один язык», «общее прошлое» и т.д.), которые любят часто приводить в пользу евразийской интеграции ее сторонники. Мне кажется вообще довольно сомнительным основывать экономическую политику на гуманитарных соображениях. Именно на этом уже споткнулись наши евроинтеграторы, которые стремились приобщиться к великой европейской цивилизации, совершенно не учитывая экономических реалий. Не хотелось, чтобы на этом же споткнулись и сторонники сближения с Евразийским сообществом.

Основные 5 причин:

1.​ В Европе нас не хотят

Сама конструкция Евросоюза представляет собою объединение нескольких самых сильных стран континента – таких как Германия или Франция, окруженных странами периферии. На страну европейской периферии Украина не тянет – слишком большая территория, слишком развитая экономика, в клуб же стран-мейджоров нас не примут никогда, количество членских билетов в такие клубы обычно ограничено. Для того, чтобы попасть в Евросоюз Украине надо будет либо распасться на части, как это произошло с Югославией, либо добить отечественную экономику, как например, в Прибалтике, где все крупные предприятия, построенные в советское время остановлены. Понятное дело, что ни первого, ни второго не хочется. Логика же развития Евраз ЭС предполагает включение Украины в процессы экономической интеграции как единого целого. Для нашего промышленного региона сохранение и преумножение экономического потенциала является основной благополучного развития. В 90-е годы мы прошли через болезненную деиндустриализацию и продолжение этих процессов приведет только к обнищанию основной части населения региона.

2.​ С соседями надо дружить

Экономическая реальность такова, что главным внешним контрагентом Луганской области, и Донбасса в целом, остается Россия. В то время как поставки нашей продукции в Европу в 2012 сократились на 41% - в условиях кризиса и не стабильности еврозоны, ЕС защищает своего производителя. Основным и ключевым для экономики Луганщины объектом импорта являются энергоносители. В этих условиях рвать экономически выгодные и естественные связи ради европейской мечты крайне опрометчиво. ЕврАз ЭС уже сегодня формулирует принципы единого экономического пространства на постсоветском пространстве. По сути дела речь идет о тех же процессах экономической интеграции, которые происходят в рамках Евросоюза. Однако если в первом случае интеграция происходит на основе исторически сложившихся связей, то встраиваться в европейское пространство Украине придется буквально «переламывая» себя. ЕврАз ЭС открывает для наших предприятий новые рынки сбыта, где наша продукция будет востребована. Впрочем, это очевидно так же как то что Волга впадает в Каспийское море.

3. Одно другому не мешает

Интегрирование Украины в евразийские экономические структуры не отрицают возможности продолжения курса на сближение с Европой. Ведь речь идет не о создании военно-политического блока времен «холодной войны», когда принадлежность к одному из лагерей, означало жесткую конфронтацию с другим. Евразийская интеграция является типичной формой экономической кооперации между странами соседями, таким образом объединяются страны во всем мире – например, Североамериканская зона свободной торговли НАФТА (North American Free Trade Agreement, NAFTA) — соглашение между США, Канадой и Мексикой или АСЕАН, объединяющая страны Юго-Восточной Азии. В Луганской области уже реализуется проект подобного регионального партнерства в рамках еврорегиона «Донбасс», от сотрудничества, в рамках которого выигрывает и украинская, и российская сторона.

4. Общий путь к демократии

У многих в Украине вызывает опасение сближения со странами входящими в ЕврАз ЭС, из-за слабых демократических традиций и склонности к авторитарному правлению, как например, в Беларуси. Да, безусловно, Евросоюз в плане демократических свобод может служить образцом, но эти достижения возникли не сегодня, а были частью длительных процессов общественной трансформации. Демократию нельзя автоматически перенести на другую почву, где нет действенных общественных механизмов. Ярким примером могут служить страны Северной Африки, где после эйфории «арабской весны» к власти стали приходить реакционные исламистские политики. Теперь этим странам грозит большой откат назад в плане соблюдения прав и свобод граждан. Украина же находится в одинаковом положении со странами СНГ, мы все ступили на путь построения демократического общества в 1991. Поэтому политическая ситуация в Луганской области, по своему генезису и логике развитие, гораздо ближе к ситуации в Ростовской области, чем в какой-нибудь немецкой земле или французской провинции.

5. Пора определяться

Украина – транзитная страна, играющая ключевую роль в связи между Европой и евразийским пространством. Долгое время руководство страны пыталось ходить между струйками, и лавировать между ключевыми континентальными игроками, прикрывая отсутствие четкой внешнеполитической стратегии «многовекторностью». Попытка Виктора Ющенко построить внешнеполитическую стратегию на противопоставлении Украины России и ее союзникам, сильно ударило на нашей экономике, потому что никто не любит враждебных соседей под боком. Но, самое главное, подобная лояльность не была оценена в Брюсселе. Так как несмотря на всю демократическую риторику, европейцы прагматики и их больше волнует стабильность газового трафика, через территорию Украины. Резкие перемены во внешнеполитическом курсе, наоборот, в глазах европейцев выставили нашу страну неким непредсказуемым фактором, и никаких существенных европреференций мы так и не получили. К слову, гораздо больших успехов в плане налаживания отношений с Европой, Украина добилась при Президенте Януковиче, который по мнению наших еврофилов из оппозиции, якобы полностью «похоронил» европейский вектор во внешней политике. Были парафированы ряд важных документов о сотрудничестве с ЕС, а в 2013 у Украины появится реальный шанс подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Что лишний раз доказывает нетождественность риторики и конкретной практики – можно повторять «Европа» через каждые два слова, а можно вести прагматичную политику.

В то же время, если отвлечься от высокой политики и вернутся на нашу грешную землю, то является очевидным, что для жителей Луганской области дружественные отношения с Россией являются жизненно необходимыми, учитывая многочисленные нити хозяйственных, деловых и личных связей с соседской страной. Поэтому именно евразийский вектор оказывается наиболее предпочтительным и наиболее реалистичным для нормального развития нашего края. Вести многовекторное лавирование Украине становится все труднее, сегодня нам нужно определяться и видеть где наша настоящая выгода.

Я намерено не включал в свои пять причин разнообразные культурно-исторические факторы («один язык», «общее прошлое» и т.д.), которые любят часто приводить в пользу евразийской интеграции ее сторонники. Мне кажется вообще довольно сомнительным основывать экономическую политику на гуманитарных соображениях. Именно на этом уже споткнулись наши евроинтеграторы, которые стремились приобщиться к великой европейской цивилизации, совершенно не учитывая экономических реалий. Не хотелось, чтобы на этом же споткнулись и сторонники сближения с Евразийским сообществом.

Юрий Самонкин
Москва. Киев. Февраль 2013 г. Дидух Игорь Председаль ОО Молот Правды

Литература:
1. В.В. Путин. «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня» в: «Известия» от 3-го октября 2011 года.
2. Н.А. Назарбаев. «Евразийский Союз: от идеи к истории будущего» в: «Известия» от 25-го октября 2011 года.
3. Собственные расчеты автора произведены на основании данных Статкомитета СНГ и Евростата.
4. World economic situation and prospects 2011. Global outlook. United Nations, New York 2011. In: http://www.un.org/en/development/desa/policy/wesp/wes..
5. European Economic Forecast. Spring 2011. European Commission, Directorate-General for Economic and financial affairs. In: http://ec.europa.eu/economy_finance/publications/euro..
6. BRICs and beyond. Goldman Sachs global economic group. 2007. In: http://www2.goldmansachs.com/our-thinking/brics/brics..
7. Согласно данным Государственной службы статистики Украины в период 2010-2012 годов.
8. Исследование проведено Институтом экономики и прогнозирования НАНУ (В.Геец) и Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН (В.Ивантер), от 2012 года.