План двух наследных принцев в Арабском заливе потерпел фиаско по Катару

На модерации Отложенный

Прошло почти восемь месяцев с тех пор, как вспыхнул кризис в Арабском заливе, и на этом фоне американский журнал «Форбс» опубликовал статью, в которой отмечает, что за это время Катару удалось достигнуть существенного прогресса в дипломатической войне против блокирующих стран.
Журналист и эксперт по вопросам Ближнего Востока Доминик Дедли пишет, что усилия Катара, направленные на то, чтобы минимизировать ущерб от политической и экономической блокады, организованной рядом его бывших союзников в регионе, оказались эффективными. Об этом свидетельствуют последние заявления Соединенных Штатов о поддержке Дохи в свете продолжающихся призывов ко всем сторонам конфликта к достижению урегулирования.
Писатель считает, что усилия Дохи приносят свои плоды, о чем свидетельствует, в том числе, начавшийся в Вашингтоне стратегический диалог, в котором высокопоставленные лица из администрации США подтвердили существование тесных отношений между двумя странами.

Небывалое сближение с Соединенными Штатами.

Начиная с прошлого лета, Доха обсудила с Соединенными Штатами ряд соглашений, затрагивающих некоторые критические замечания, адресованные ей. В их число входит и Меморандум о взаимопонимании в деле борьбы с терроризмом, подписанный в июле прошлого года, и который охватывает такие сферы деятельности, как обмен информацией, борьба с финансированием терроризма, а также другие вопросы.
В начале встречи, которая состоялась 30 января 2018 года, министр иностранных дел США Рэкс Тиллерсон заявил: «Катар является нашим сильным партнером и старым другом Соединенных Штатов. Мы высоко ценим отношения между США и Катаром, и надеемся, что сегодняшние переговоры укрепят наши стратегические отношения».
В ходе серии встреч в январе 2018 года Катар и Соединенные Штаты договорились о заключении соглашения, согласно которому Qatar Airways раскроет все подробные данные о финансировании, а в ближайшие годы сообщит о своих контрактах с другими государственными учреждениями. Это делается для того, чтобы противостоять критике крупных авиакомпаний США по поводу несоизмеримой финансовой поддержки, оказываемой правительствами стран Арабского залива своим авиакомпаниям, и было с приветствием воспринято американскими авиакомпаниями. Исполнительный директор авиакомпании «Дельта» Эд Бастиан охарактеризовал соглашение, как «первый серьезный шаг на пути к достижению прозрачности и подотчетности в ведении бизнеса».

В ходе последней встречи правительства Катара и США также подписали меморандум о взаимопонимании в деле борьбы с торговлей людьми, а также совместную декларацию об общих интересах в сфере безопасности. Также стороны обязались проводить стратегический диалог на ежегодной основе.
Катар поспешил заявить о своей поддержке экономики США. Министр иностранных дел Катара шейх Мухаммед Бин Абдеррахман Аль-Тани заявил в Вашингтоне о том, что Катар инвестирует 100 млрд. долларов в экономику США, 10 млрд. из которых будут инвестированы в инфраструктуру, которую президент Трамп неоднократно называл приоритетной.

Писатель считает, что такие оборонительные шаги являются важным элементом двусторонних отношений. На нынешней неделе министр обороны США Джеймс Матис назвал своего катарского коллегу Халеда Бин Мухаммеда аль-Атыйю «другом», указав на долгосрочные военные связи между странами. Эти связи включают в себя действующую американскую военную авиабазу Аль-Одейд, которая является штаб-квартирой американских ВВС в регионе, где размещен 11-тысячный американский военный контингент. Катар предложил расширить существующую базу, взяв все расходы на себя. Большую роль в укреплении военного сотрудничества с США играет и закупаемое Катаром в больших количествах американское вооружение.



На международном уровне писатель отмечает прогресс Катара в другой области. В ноябре прошлого года Доха достигла соглашения с Международной организацией труда (МОТ), благодаря которому организация, подчиняющаяся ООН, закрыла жалобу против Катара, касающуюся соблюдения и защиты прав трудящихся-мигрантов.
Другие влиятельные международные игроки, включая европейские державы, содействуют усилиям Кувейта в деле урегулирования конфликта. И не смотря на то, что эти усилия до сих пор не привели к какому-то прорыву, другие стороны не стремятся стать на чью-либо сторону в этом конфликте.



Далее автор статьи пишет: «Реакцией стран, которые в июне 2017 года организовали блокаду Катара, стала решимость продолжить кризис, сколько бы времени не потребовалось. Эти страны опасались критиковать посреднические усилия Кувейта и Соединенных Штатов по урегулированию конфликта, однако осудили все остальные попытки вмешательства в конфликт. Они преуменьшали значимость любых политических заявлений Дохи, и отклонили их, назвав неполными».
В совместном заявлении, опубликованном 30 января, четыре страны охарактеризовали доклад Технической комиссии верховного комиссара ООН по правам человека, который касался Катара, как содержащий «искаженное описание политического кризиса», добавив, что он отражает «необъективность» в отношении Катара.

Культурные войны.

Автор статьи считает, что блокирующие страны совершили ряд ошибочных шагов, которые он рассматривает, как ненужные. Например, в ОАЭ недавно открывшийся музей «Лувр Абу-Даби» был вынужден сменить один из снимков, после того, как оказалось, что с карты, демонстрирующей путь, который преодолел «экспонат», исчез Катар, а на его месте указано водное пространство явная фальсификация.
В выпущенном музеем заявлении сказано, что «на карте допущен ряд неточностей и искажений побережья Аравийского полуострова и нынешних национальных границ», и обязался «принять меры, чтобы избежать повторения подобных ошибок».

Это событие поставило в неловкое положение музей, который открылся в ноябре 2017 года, и заявил, что намерен стать музеем мирового значения, находящимся за рамками культур и цивилизаций.
Культурные центры сами по себе превратились в арены сражений между конкурирующими странами Арабского залива, которые соперничают между собой за то, чтобы превзойти своих соседей с точки зрения творческой архитектуры и ее великолепия.

Преображение Трампа.

Что касается позиции американского президента, то писатель отмечает сдвиг в его позиции по кризису в Арабском заливе, что является для Катара важным фактором в деле мобилизации международной поддержки.
Первоначально Трамп поддержал усилия, направленные против Катара, что быстро проявилось после его визита в Эр-Рияд, где он побывал со своим первым зарубежным визитом в качестве президента США. В своем комментарии в ноябре 2017 года трамп писал: «Во время моего последнего визита на Ближний Восток я сказал, что нельзя допустить, чтобы продолжалось финансирование экстремистской идеологии. И лидеры указали на Катар».

Но в последнее время он высоко оценил роль Катара в борьбе с терроризмом, в том числе в телефонном разговоре с эмиром Катара шейхом Тамимом Бин Хамедом аль-Тани, который состоялся в январе 2018 года. Информируя о переговорах, которые состоялись между лидерами двух стран, Белый дом сообщил, что «Трамп поблагодарил эмира за ту роль, которую Катар играет в борьбе с терроризмом и экстремизмом во всех его формах, учитывая тот факт, что Катар является одной из немногих стран, подписавших двусторонний Меморандум о взаимопонимании с Соединенными Штатами».
Вместе с тем, именно Тиллерсон руководил дипломатическими усилиями США по урегулированию кризиса. Комментарии Вашингтона в последние дни указывают на то, что американская администрация рано или поздно попросту решит, что пришла пора урегулировать конфликт, не принимая во внимание требований, выдвинутых Эр-Риядом и Абу-Даби к Дохе.
В своем выступлении, адресованном к странам, организовавшим блокаду Катара, Тиллерсон сказал: «Сегодня, когда кризису в Арабском заливе пошел восьмой месяц, Соединенные Штаты обеспокоены точно так же, как и в его начале. Этот кризис повлек отрицательные экономические и военные последствия для всех его сторон, и для Соединенных Штатов в том числе. Мы обеспокоены риторикой и пропагандой, которая ежедневно транслируется в СМИ и социальных сетях. Очень важно, чтобы все стороны проявили сдержанность во избежание дальнейшей эскалации, и стремились к поиску компромиссного решения».

В июне прошлого года Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет объявили блокаду Катара, и за этим шагом стояли конкретно Саудовская Аравия и ОАЭ. Эти страны обвиняют Катар в поддержке терроризма и дестабилизации ситуации в регионе. Катар отверг все обвинения и начал быстро углублять свои связи с другими странами – Ираном, Оманом, Турцией и остальными, в том числе с Соединенными Штатами.