Подсобные хозяйства угрожают безопасности страны

На модерации Отложенный

Большая доля личных подсобных хозяйств в структуре сельхозпроизводства на Северном Кавказе угрожает производственной безопасности страны — с таким неожиданным заявлением выступил на прошлой неделе секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. Эту парадоксальную мысль он озвучил на заседании Совбеза в Нальчике, сообщив при этом, что правительство приняло решение подготовить стратегию экономической безопасности России до 2030 года.


Характеризуя состояние АПК на Северном Кавказе в целом, сообщает ТАСС, Николай Патрушев отметил такие его особенности, как распространенность мелкотоварного производства, отсутствие развитой сельхозкооперации, концентрация значительной доли производства на уровне личных подсобных хозяйств. «На долю личных хозяйств округа, — сообщил, в частности, он, — приходится почти половина сельхозпроизводства. Это несет риски стабильности товарного производства сельскохозяйственной продукции». 

Полгода назад (статья «Сначала запретить, потом отжать», «НД» №30 от 14 августа 2015 г.) «НД» предупреждало своих читателей, что в недалеком будущем следует ожидать кардинального изменения политики государства в отношении личных подсобных хозяйств (ЛПХ) граждан (кстати, это тот редкий случай, когда угаданный прогноз не приносит удовлетворения). «Первый звонок», по мнению экономического обозревателя «НД», прозвенел в августе прошлого года, когда Дмитрий Медведев дал поручение Минсельхозу, Минфину и Минэкономразвития рассмотреть вопрос о введении ограничений на численность скота и птицы в личных подсобных хозяйствах. 

Тогда мы писали о том, что в пору тотального «закручивания гаек» государство больше не захочет мириться с тем, что ЛПХ в России в силу целого ряда обстоятельств оказались в некой особой экономической зоне. Во-первых, они полностью освобождены от чиновничьей «опеки» и визитов многочисленных проверяющих, во-вторых, не платят никаких налогов, кроме земельного, а кроме того, земля, на которой они работают, находится в их личной собственности независимо от того, введена в регионе частная собственность на землю или нет (в Дагестане, в частности, владельцы ЛПХ могут получить в собственность до 2,5 га земли. — «НД»). 

До недавнего времени индульгенцией для владельцев ЛПХ служила высокая эффективность их работы — сегодня в личных подсобных хозяйствах россиян производится около 60% всей сельхозпродукции (в Дагестане — 80%. — «НД»). Но, как выясняется, в условиях новой холодной войны никакие индульгенции не работают. 

В России вообще любят время от времени рубить сук, на котором сидят, это наша любимая национальная забава. При этом время проведения очередного «эксперимента» выбирается с поистине гениальной прозорливостью. В частности, с нынешним «наездом» на ЛПХ подгадали замечательно — из продуктовой копилки россиян благодаря санкциям и контрсанкциям вымыта примерно треть привычных продуктов, а программа импортозамещения, по существу, оказалась проваленной. 

При этом надо понимать, что российское правительство — это не сборище идиотов, как может показаться с первого взгляда.

Каждый шаг, который со стороны выглядит как серьезная стратегическая ошибка, на самом деле выверен и рассчитан до мелочей и призван решать некие стратегические задачи, о которых просто принято умалчивать. В прошлом номере «НД» мы рассказывали о лекции, прочитанной в ДГУ Дмитрием Потапенко. Так вот, Потапенко на примерах доказывает, что кризис в стране по большей части искусственный, что контрсанкции, которые большинство экономистов считают серьезным системным просчетом российского руководства, на самом деле были введены для того, чтобы переделить рынок сельхозпродукции, расчистив поле для товаров, производимых в крупнейших агрохолдингах, аффилированных с высшим руководством страны (крупнейшими агрохолдингами Краснодарского края, к примеру, «рулит» семья нынешнего министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачёва). 

Если исходить из того, что кризис в России создан искусственно для очередного передела собственности, то заявление Патрушева выглядит весьма логично. Следующим логичным шагом вполне может стать программа строительства на Северном Кавказе целой серии агрохолдингов, разработанная в рамках новой стратегии экономической безопасности России. Под программу эту, как водится, будут выделены серьезные деньги (из Стабфонда или за счет дальнейшего сокращения социальных статей бюджета), которые, как водится, достанутся своим — тем же детям чиновников, доказавшим свою состоятельность на фронте руководства семейными агрохолдингами. 

Сказки? Фантазии? Вполне может быть. Но странное дело, незадолго до заявления Патрушева сразу в нескольких российских регионах, среди которых отметился и Дагестан, заметно активизировалась работа по изменению земельного законодательства. В ближайшее время глава республики получит полномочия принимать решение о «возможности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законом Республики Дагестан». Не правда ли, очень интересная поправка к закону, с принятием которой, кстати, подгадали так ко времени? 

Когда нашей власти надо что-то изъять или переделить, она способна проявлять чудеса сообразительности и расчета. К примеру, экономический обозреватель «НД» на 100% уверен в том, что неудавшаяся приватизация Кизлярского коньячного завода на самом деле являлась гениальной дымовой завесой для того, чтобы без помех передать это предприятие под контроль Росалкогольрегулирования. Которое, в свою очередь, подконтрольно Аркадию Ротенбергу. 

Если это предположение верно, то уже в ближайшее время на фоне новой волны приватизации, о которой объявило российское правительство, самый известный коньячный завод-бренд станет собственностью нужного человека. Причем на фоне обвалившегося рубля новому собственнику он достанется за копейки.

Автор : Андрей Меламедов