Йемен – разменная монета в регионально-конфессиональном конфликте на Ближнем Востоке

На модерации Отложенный

Президент Йемена Абд Раббу Мансур Гади едет в Саудовскую Аравию на переговоры с вооруженной оппозицией. Переговоры формального лидера страны с представителями мятежного шиитского движения хуситов пройдут под патронатом королевской семьи Ас-Саудов в Эр-Рияде.
Современные технологии, интернет, спутниковая связь позволяют организаторам террористических атак планировать и проводить их, отсиживаясь то в горах в зоне племен на границе Пакистана и Афганистана, то в глухой йеменской деревне.

Террористы, которые расстреляли редакцию журнала «Шарли эбдо» в Париже, тренировались в лагерях Аль-Каиды Аравийского полуострова в Йемене.
Эта страна в последние два десятилетия оказалась немного на обочине мирового внимания. Вот ее краткая история последних десятилетий:

В 1967 году после 15-летней гражданской войны бывшая британская колония на берегах Красного моря и Индийского океана распалась на два государства – Йеменскую народную демократическую республику поддерживал СССР, а Йеменскую арабскую республику поддерживали Саудовская Аравия, США.



В 1990 году Йемен воссоединился, но мир в страну так и не пришел. Предыдущий президент Йемена Али Абдулла Салех, который правил с 1978 года с перерывами до 2012 года, был свергнут волной «арабской весны», которая докатилась до Йемена. Гражданская война племенная, а сейчас главный противник официального правительства Йемена – племя хуситов, и религиозная, те же хуситы – шииты, а правительство страны суннитское, разгорелась с новой силой и с новыми участниками.

Хуситы ведут борьбу против суннитского большинства страны с 2004 года, когда был убит их лидер Хусейн Аль-Хуси, от которого они получили свое название. Их цель – борьба с коррупцией и восстановление в стране шиитского теократического государства, которое было упразднено революцией 1962 года. Успехи хуситов власти объясняют поддержкой со стороны иранских организаций. В ходе «арабской весны» этой группировке удалось закрепиться сначала на севере страны на границе Йемена с Саудовской Аравией, а в июле 2014 года подчинить Амран – центр одноименной северной провинции. Они стремительно развивали свой успех и уже через несколько месяцев установили контроль над столицей. 20 января этого года (2015) они заняли президентский дворец. Хуситы утверждали, что не собираются свергать президента, но уже на следующий день он подал парламенту прошение об отставке, которое не было утверждено. Ситуация зависла в воздухе и ряд дипмиссий, в том числе саудовская, перебрались в Адан – южный портовый город, который власти в последнее время пытались превратить в экономическую столицу. Туда же бежал и президент страны Гади, где он отозвал прошение об отставке и заявил, что остается законным президентом. Он обвиняет в мятеже своего предшественника – бывшего президента Али Абдуллу Салеха, который был свергнут после долгих лет правления. Салех являлся важным союзником западного мира против Аль-Каиды, чье подразделение в Йемене считается одним из самых сильных в регионе. Суннитские исламисты контролируют часть территории страны и ведут борьбу как с хуситами, так и с президентом. Беспилотники США наносят удары по их позициям.

Некоторые эксперты считают, что Йемен превратился в некую «черную дыру» на Ближнем Востоке, рассадник международного терроризма и полем битвы между Саудовской Аравией и Ираном, а сам Йемен стал жертвой этой борьбы. Другая гипотеза гласит, что все проблемы из-за нищеты, все так плохо просто потому, что люди бедствуют.

Что же на самом деле там происходит.
Эксперт по Ближнему Востоку Елена Супонина считает, что борьба между Саудовской Аравией и Ираном там на самом деле идет, но было бы большим упрощением вопроса сводить все только к этому. В Йемене сконцентрировался весь клубок проблем, которые имеются на всем Ближнем Востоке. Это конфликт религиозный между мусульманами суннитами и мусульманами шиитами. Соответственно за суннитами стоит Саудовская Аравия, а за шиитами – Иран. Но это и ужасная бедность, безграмотность, быстрый демографический рост и огромная доля молодежи, которая требует своего куска хлеба. Все это очень взрывоопасная смесь. Первое ощущение, когда попадаешь в Йемен – ощущение, что ты попал в средневековье. У всех есть оружие, автоматы Калашникова, начиная с подростков, у всех за поясом кинжалы и ощущение, что это в любой момент может взорваться.
Война идет в первую очередь между различными племенами, но иногда представители одного племени оказываются по разные стороны баррикад. Борьба идет также за место под жарким аравийским солнцем. Не хватает на всех ресурсов и не хватает той помощи, на которую в последние годы в основном и жил Йемен. Помощь поступала от стран Арабского залива и от некоторых европейских стран, но учитывая, что сейчас во всем мире экономический и финансовый кризис, то денег из-за рубежа поступает все меньше и меньше. И когда сегодня оставшуюся помощь начинают делить и на всех не хватает, тогда начинаются противоречия.



Еще при президенте Салехе Йемен был очагом терроризма и экстремизма. В любое время может быть совершено вооруженное нападение со стороны любого племени и захватить заложников, для того, чтобы потом ими торговаться. Могут напасть и экстремистские группировки. Там всегда были отряды Аль-Каиды, некоторые из которых сегодня именуют себя «Исламским государством», но от перемены названия суть не меняется.
По данным ООН более 40% населения Йемена не доедает и живет меньше чем на два доллара в день, но в то же время у всех оружие, гаджеты, компьютеры, они общаются друг с другом, создавая единую глобальную террористическую сеть, которая не обязательно подчиняется одному командованию, но которая в любой момент может быть задействована.
Если попытаться на карте разделить страну на районы, подконтрольные тем или иным силам, то это все равно будет относительное разделение. Например, хуситы сконцентрированы в основном на севере страны ближе к Саудовской Аравии, но они есть повсюду. Если посмотреть на карту мира, то видно, какое важное геостратегическое положение занимает Йемен. Его омывают и Красное, и Аравийское моря, здесь и выход в Индийский океан. Не случайно в советские времена возле Адана был пункт материально-технического обеспечения, куда заходили советские военные корабли. Еще с британских времен порт Адан контролировал вход в Красное море, и здесь была ключевая база британского флота в Индийском океане. Здесь издавна идет большая игра между ведущими державами мира. И для султаната Оман, и для Катара, и для Эмиратов, и для других стран региона, а также для государств Африки нестабильность в Йемене представляет очень большую угрозу. Весь Йемен сегодня превращается в несостоятельное государство и можно сказать, что весь Йемен сегодня – это «черная дыра», которая представляет угрозу всему международному сообществу.