Дорожная карта для Сирии: Военный совет во главе с Манафом Тласом

На модерации Отложенный

Неожиданно для многих наблюдателей за сирийским кризисом возобновились разговоры о формировании в Сирии военного совета, в состав которого войдут офицеры, представляющие непопулярный политический режим в Дамаске и саму разношерстную оппозицию, во главе с бригадным генералом Манафом Тласом – сыном покойного министра обороны Сирии Мустафы Тласа.
Сирийцы устали от вялотекущего политического противостояния и упертого кровавого режима в лице Башара Ассада и его свиты. Этот перелом в сознании политических элит был ожидаемым в силу объективных исторических причин.
Произошло это поворотное решение после того, как стало известно, что участники Каирской и Московской платформ предложили России рассмотреть возможность формирования данного совета, который должен возгласить переходный период.

Русские тоже долгое время искали действенные алгоритмы для компромиссного политического урегулирования при соблюдении своих стратегических интересов. Ведь, Дамаск в лице Башара Ассада Нужен русским только как «источник» легитимности своего присутствия на сирийской земле, не более того. Как только в Москве найдут альтернативное решение «токсичному» Ассаду, они с ним распрощаются вплоть до его физического устранения – им не будет нужен такой свидетель!

Отрицание Московской платформы не исключает предоставления ею России каких-либо предложений по этому поводу в свете скудности имеющейся по этому вопросу информации, тем более, что генерал Тлас не опроверг и не подтвердил эту информацию. Хотя, многие источники начали распространять «слухи» об этом историческом выборе.
Со своей стороны, член «переговорного комитета» от «Каирской платформы» Ахмед Шабиб опроверг участие «Каирской платформы» в этом деле, сказав: «Мы не делали никаких предложений русским, ни в качестве военного совета, ни как-либо иначе, и мы ничего не знаем об этом». Но, здравый смысл подсказывает, что Шабиб лукавит и ждет подходящего момента для заявления при гарантиях от самих русских кураторов.

Согласно сообщениям прессы, в которых цитируются слова командующего сирийскими демократическими силами, «SDF» Мазлума Абди, он выразил согласие на участие в совете (военном), в случае, если совет «не будет носить национального или религиозного колорита» – пространная формулировка, рассчитанная на потенциальных спонсоров, да и эта риторика направлена на внутреннее политическое потребление.

«Ассоциация свободных офицеров» неоднократно призывала к созданию подобного объединения, подтверждая свою поддержку бригадного генерала Манафа Тласа в качестве его президента.
Если посмотреть трезво на сложившуюся ситуацию вокруг Ассада, то учреждение военного совета – чуть ли не единственная убедительная дорожная карта, которая предложит подходящий и «безопасный» выход для всех субъектов кризиса, чтобы выйти из военно-политического тупика, выходящего за рамки разумного и логического.


Военный совет обеспечит реструктуризацию армии, защитит гражданский мир в стране, обеспечит разоружение всех сторон внутреннего конфликта, поможет беженцам спокойно вернуться в свои дома, бок о бок работая с национальным переходным правительством, состоящим из представителей оппозиции и режима, но без участия Асада – как мы говорили в начале этой статьи.

Бригадный генерал Манаф Тлас — фигура компромиссная, он пользуется международным, региональным и арабским признанием и поддерживает отношения с Соединенными Штатами, Россией, Турцией и всеми влиятельными арабскими странами без исключения.

Что касается сроков объявления о создании военного совета, то, по словам нашего собеседника из сирийской диаспоры в Киеве, это будет зависеть от стран, где принимаются решения подобного рода: США и Россия, прежде всего, и кандидатура Тласа на роль главы этого совета все еще актуальна.

В этой связи СМИ пишут, что «Ассоциация» собрала подписи более 1200 дезертировавших офицеров в поддержку выдвижения бригадного генерала Тласа на пост главы военного совета, добавив: «Я считаю, что проект скоро будет реализован, особенно после того, как Тлас тайно посетил Москву», не раскрывая дополнительных подробностей.
Проект Военного совета, о котором заговорили с 2013 года, начал последовательно выкристаллизовываться, особенно после того, как все участники осознали, что решения сирийской проблемы невозможно достичь путем переговоров, и особенно после того, как конституционная комиссия не смогла добиться существенного прогресса.

Представитель России в Сирии Александр Ефимов заявил неоднократно, что его Кремль не готов поддерживать экономику Сирии, находящуюся в состоянии коллапса, выраженную падением стоимости сирийского фунта по отношению к твердым иностранным валютам.
Ефимов указал в интервью российскому агентству «Новости» на сложность оказания финансовой поддержки со стороны России сирийскому правительству, сказав: «Вопрос выделения средств на поддержку не очень простой, потому что сама наша страна сегодня находится под давлением санкций, и страдает от экономического спада из-за пандемии. Все это, конечно, «необходимо учитывать». Итак, отношения между Дамаском и Москвой сегодня не в лучшем состоянии, и Россия может быть стороной, стоящей за распространением информации о «военном совете».

Наш собеседник в Киеве заверил, что нет другого выхода, как реализовать предложенную дорожную карту в лице генерала Тласа, который заявил о необходимости формирования военного совета для обеспечения выполнения резолюции 2254.
Примечательно, что это не первый случай, когда речь заходит о предстоящей роли Тласа, который покинул страну в середине 2012 года после того, как дезертировал из сирийской армии.