Будет признание, будет и уважение или Галопом по... Южному Кавказу

На модерации Отложенный

Первая половина июня была отмечена активностью дипломатии Запада в Южном Кавказе. Вначале регион посетила государственный секретарь США Хилари Клинтон, а затем действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Ирландии Эймон Гилмор. В череде встреч Гилмора в Ереване была и встреча с президентом Республики Арцах Бако Саакяном, пригласившим гостя посетить пока еще непризнанное армянское государство.

Это может показаться странным, но однозначный ответ приглашению Гилмор дал уже в Баку. Выразив «серьезное беспокойство» по поводу инцидентов первых дней июня на границе армянских государств с Азербайджаном, Э. Гилмор сообщил, что основной темой переговоров на встречах в Баку будет нагорно-карабахский конфликт: - «Нас серьезно беспокоят последние инциденты на линии фронта, приведшие к гибели людей. На встречах с официальными лицами Азербайджана также будут обсуждены вопросы соблюдения режима прекращения огня, отведения снайперов с линии фронта». Насколько серьезно это «беспокойство» стало понятно спустя несколько минут, когда действующий председатель ОБСЕ выразил свое отношение к приглашению посетить Республику Арцах. «Я также обсужу этот вопрос в ходе встреч с официальными лицами Азербайджана. Но однозначно заявляю, у меня нет намерения совершать визит в Нагорный Карабах», - заявил Гилмор. Осталось непонятным, почему, в таком случае, он намерен обсудить «этот вопрос» с азербайджанским официозом?

Столь же странно было и отношение Гилмора к приграничным инцидентам. Отвечая на настойчивые вопросы журналистов о виновнике кровопролития, действующий председатель ОБСЕ отметился скандальным комментарием: «Возложение вины за последние инциденты на какую-то конкретную сторону конфликта не будет способствовать мирному решению конфликта». В продолжение темы он повторил известные постулаты о неприемлемости применения силы или угрозы применения силы, Гилмор дополнил их собственным ноу-хау: «а также от ответных мер на применение силы».

Воздержимся от напрашивающихся аналогий и просто констатируем факты: а) действующий председатель ОБСЕ Э.Гилмор, посетивший Армению и Азербайджана «для переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта», отказался посетить сам Нагорный Карабах; б) Получивший логичное приглашение посетить Республику Арцах, Гилмор свой алогичный и ничем не объяснимый отказ озвучил в Баку; в) Отказавшись назвать в Ереване инициаторов приграничных кровавых диверсий, Гилмор тем самым подтвердил, что виновник кровопролития прекрасно известен ОБСЕ, это – Азербайджан; г) Призвав воздержаться от ответных мер на кровавые провокации Азербайджана, Гилмор практически поощрил Азербайджан на продолжение провокаций, приводящих к гибели солдат по обе стороны границы. Вообще, в Ереване Гилмор имел довольно неприглядный вид, особенно когда призывал «внедрить механизм по расследованию инцидентов на границе. На ответ министра иностранных дел Армении Э.Налбандяна – «Договоренности о создании подобного механизма, достигнутые на сочинской встрече президентов Армении, Азербайджана и России, не были осуществлены из-за позиции Азербайджана» – Гилмор предпочел отмолчаться.

Гилмор в Ереване напоминал провинциального актера, взявшегося за непосильную роль. По всему чувствовалось, что действующий председатель ОБСЕ прибыл в регион не по собственному желанию – иначе он хотя бы выучил текст – а по велению одного из центров мировой политики. Поэтому, представляется, что Еревану стоит помочь министру иностранных дел Ирландии избавиться от утруждающего задания и объявить его нежелательным лицом в Армении. Думается, что Гилмор будет только рад и благодарен. Не стоит забывать, что действующий председатель ОБСЕ не только глава внешнеполитического ведомства Ирландии, но еще и министр торговли этой страны, и, по логике, должен уметь ценить собственную выгоду.

Армении давно пора ударить кулаком по столу и потребовать от сменяющих друг друга и имитирующих посредническую деятельность европейских политиков – посредников определиться в своем отношении к преступнику и жертве, миролюбию и воинственности, праву и беззаконию. Мы – государство, уважающее международное право и цивильные переговоры. Это, однако, не означает, что мы обязаны принимать и выслушивать людей – какую бы они ни занимали должность – пытающихся с умным видом разглагольствовать о далеких для них и неизвестных им проблемах. Галопы западных политиков по Южному Кавказу не только не способны решить проблемы региона, но и зачастую становятся причиной новых кровопролитий.

Сказанное в полной мере относится и к визиту в регион госсекретаря США Х.Клинтон. Напомним, чо всего за пару часов до ее прибытия в Ереван азербайджанская сторона предприняла диверсионную вылазку в Тавушский марз Армении, в результате чего погибли трое армянских военнослужащих. За три дня пребывания Клинтон в регионе, и одни «инерционные» сутки, погибли четверо армянских бойцов и 47 аскеров Азербайджана.

Причина всплеска активности диверсионных вылазок Азербайджана на границе с Республикой Армения во время визита Клинтон понятна и легко объяснима.

Баку готов на любые жертвы ради того, чтобы преподнести мировому сообществу азербайджано-арцахский конфликт как противостояние между Арменией и Азербайджаном. И совершает кровавые вылазки в те дни, когда внимание мира бывает привлечено к нашему региону. Сумев временно вытеснить Степанакерт из процесса переговоров, Баку старается кровью закрепить это «достижение». Азербайджан решает задачу подмены результатов национально-освободительной борьбы арцахцев, провозглашения Республики Арцах и блестящей обороны молодого государства от военной агрессии Азербайджана на «оккупацию Арменией территории Азербайджана». И ради этого Баку готов уложить не одну тысячу своих аскеров.

В связи с этим особый интерес представляет заявление Клинтон о том, что на встрече в Париже 18 июня министров иностранных дел Армении, Азербайджана и сопредседателей Минской группой ОБСЕ будут обсуждаться новые подходы к урегулированию конфликта. ««Мы хотим как можно быстрее достичь мира и на встрече в Париже предложим новый подход к решению конфликта. Решение вопроса должно быть найдено». Клинтон не уточнила, согласован ли «новый подход» со сторонами конфликта и остальными сопредседателями Минской группы ОБСЕ, но это, откровенно говоря, уже и неважно.

Любой «новый подход» явится перепевом подходов «старых», если он будет игнорировать реализованное 20 с лишним лет назад право жителей Арцаха на самоопределение. Думается, что страны – сопредседатели Минской группы ОБСЕ это понимают. Понимают и то, что все предложения относительно дарения Азербайджану части армянской земли взамен на мир или международно-признанный политический статус Республики Арцах как независимого государства, также обречены на провал. «Один район в обмен на право всенародного волеизъявления», «Два района в обмен на мир», «Пять районов в обмен на независимость» и другие подобные благоглупости, конечно, не могут стать рецептом для урегулирования конфликта. А некоторое время назад Турция вообще предложила подарить Азербайджану два района Республики Арцах для того, что Баку мог… «сохранить лицо».

Существует предположение, что «новый подход» явится предложением/требованием ввода в регион международных миротворческих сил или военных наблюдателей-миротворцев. Теоретически не исключая подобного развития событий, хочется заметить, что оно абсолютно неприемлемо для армянских государств. И дело не в том, что «миротворческими» подобные силы, как правило, не бывают, и даже не в том, что армянские государства сами способны защитить свой суверенитет. Впустить в Арцах внерегиональные вооруженные силы, как бы они ни назывались, означает вверить судьбу армянского народа и Страны Армянской субъектам наподобие Эймона Гилмора, расписаться в неумении защитить свои государственные интересы.

Два с лишним десятилетия суверенного существования армянских государств полностью опровергают подобное восприятие действительности, и у нас нет никакого разумного повода довериться чужим солдатам. Армянский Воин, Армянская армия убедительно доказали, что мы способны защитить нашу Родину от любых посягательств врага. Впустить чужие вооруженные силы означает выразить недоверие нашей Армии, единственному гаранту нашей мирной жизни. Однажды мы этот урок, обернувшийся отсечением от Армении огромных территорий и гибелью тысяч армянских офицеров, мы уже получили.

Наконец, подпустить к границам Ирана и России враждебные им силы, означает потерю доверия союзников и переход в цивилизационно чуждый нам лагерь. Вряд ли возможно подсчитать материальные, моральные и духовные потери от такого решения. Вместе с тем, понятно и то, что отказать предложению о вводе миротворческих сил и установлению прочного мира (вне зависимости от того, насколько искренне это предложение) чрезвычайно сложно. И здесь, как представляется, свое слово должна сказать Республика Арцах.

В самом деле, мировое сообщество, всякие там ООН, ОБСЕ, ЕС и другие организации не собираются признавать Республику Арцах, родившуюся в полном соответствии с выработанными этими организациями законами. В таком случае становится непонятным, почему Степанакерт должен относиться с доверием к предложениям этих структур. «Вы не признаете Республику Арцах, и это освобождает нас от обязанности доверять вам, выслушивать, и, тем более, выполнять ваши просьбы. Разговоры о сотрудничестве, в том числе и военном, мы можем вести тогда, когда вы соизволите относиться с уважением к вами же принятым законам. А до тех пор, пока вы не признаете нас в едином мировом правовом пространстве, мы, уж извините, не можем гарантировать безопасность ваших солдат на нашей земле», - таким, или приблизительно таким, должен быть ответ Степанакерта на предложение о вводе миротворческих сил.

Республика Арцах всем своим существованием заслужила уважение всего мира, и нет нашей вины в том, что до кого-то на Западе это еще не дошло. Будет признание, будет и уважение.

 

Автор: Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН