«Бардака, как в Киеве, нам здесь не надо…»

На модерации Отложенный


Крымчане объединяются в дружины и вооружаются черенками от лопат для борьбы с экстремистами «евромайдана»
Глеб Масловский
фото: Юрий Лашов

Уже больше недели стабильность и порядок в Крыму охраняет не только милиция, но и добровольные дружины. Отряды самообороны созданы во многих населенных пунктах, в них записываются добровольцы, готовые помогать правоохранителям и пресекать массовые беспорядки.

Создавать дружины заставила жизнь: угрозы массовых беспорядков в Крыму пока нет, но в Киеве и многих других городах Украины экстремисты активно пытаются захватить органы власти.
Все захваты проходили по одному и тому же сценарию. Ударная группа – пара сотен провокаторов, привезенных в тот или иной город на автобусах и машинах – начинает атаку. Их поддерживает собравшаяся возле здания толпа местных оппозиционеров – они обычно менее активны. Экстремисты разбивают окна и головы правоохранителей, взламывают двери в кабинеты и сейфы. Из мебели строят баррикады – и заявляют, что здание теперь под контролем «народа». Отбить такие штурмы удалось лишь в тех городах, где провокаторы встретили сопротивление жителей. В ходе одного из таких неудачных штурмов в Черкассах правоохранители задержали 70 человек. Тех, кто во время штурма вел себя особенно рьяно и не успел сбежать, когда атака захлебнулась. Оказалось, что 62 из них прописаны за пределами Черкасской области.
Подобные провокации, с участием приезжих активистов, могут случиться и в Крыму. Именно для борьбы с такими гастролерами и организуются крымские добровольные дружины.

«Какие ж мы спортсмены?»
На улице мороз – минус 14. Холода для Крыма редкие. Дорога обледенела, если бы по ней пару часов назад не проехал грейдер – мы бы вообще застряли. Но ехать можно. Мы приближаемся к Зуе. Большой поселок Белогорского района, недалеко от Симферополя. Именно здесь действует одна из первых в Крыму добровольных дружин.
Работу дружины заметно сразу. У входа в поссовет дежурят два добровольца – крепкие мужчины в строительных касках. Один из них – Сергей Колосюк, телемастер. Говорит, никогда бы не подумал, что в свободное от ремонта телевизоров время придется охранять спокойствие родного поселка.
– Видать, время сейчас такое, – вздыхает мужчина. – Вот многие журналисты рассказывают, что на Юго-Востоке собирают спортсменов защищать власть. Хотя какие ж мы спортсмены? – Сергею уже немного за сорок и даже через пуховую куртку видно обычный для его возраста живот. – Да и стоим мы здесь скорее не за что-то, а против. Против экстремизма. У меня соседи крымские татары, греки – все нас поддерживают. Такого бардака, как в Киеве, никому не надо. Вот за это мы и записываемся в дружины. Чтобы защитить от провокаторов наш поселок, наш дом, семьи.


Начштаба – подполковник
– Никого самоуправства! Патрулируете улицы только с сотрудником милиции.
Вступаем в противостояние исключительно в ответ на агрессию, – с заднего двора поссовета доносится зычный мужской голос, идет инструктаж. Советы добровольцам раздает Владимир Рекусов, начальник штаба Зуйской КДД (расшифровывается как «крымская добровольная дружина»). Командирские интонации, военная форма, выправка, знание дела – все выдает в нем человека служивого. Начштаба совсем недавно завершил службу во внутренних войсках МВД. Ушел в отставку в звании подполковника. Как только узнал о создании дружины в Зуе, сразу же вызвался помочь.
– Посмотрел на события в Запорожье, Днепропетровске, где заезжие провокаторы захватывали административные здания – и просто не смог дома сидеть, – рассказывает подполковник Рекусов. – Нам здесь делить нечего. Крым – наш общий дом. Если к нам в гости приедут – милости просим. А если приезжие захотят «взорвать» ситуацию, то мы экстремистам дадим резкий отпор.
Одним из первых в дружину записался Валерий Фисина – уважаемый в поселке человек, работает ветеринарным врачом.
– Хоть вы напишите правду для разнообразия, – просит Валерий «Республику». – А то включишь телек, а там говорят, что 10% Украины – это народ. Они «мирные митингувальники», «дети». Ага, мирные – с зажигательной смесью в руке и кирпичом за пазухой. А мы, все остальные 90% страны – «титушки». Нам якобы платят, чтобы мы кого-то избивали. Я за себя точно скажу – мне за дружину никто не платит. И бить никого не собираюсь. Только с идеями «майдана» я не согласен. И «титушкой» или еще как – меня называть не нужно. Нас таких в стране большинство, в конце концов.


Желающих хватает
Дружинники дежурят у поссовета по очереди. Сменяют друг друга каждые два часа. Отличительный знак добровольца – георгиевская ленточка.
– Как только мы объявили о сборе дружины – такой поток желающих пошел! – Андрей Лахин, поселковый голова Зуи, улыбается, заново переживая приятное удивление. – В первый же день в Зуе набрали 100 добровольцев – 10 десяток. Еще по десятке сформировали в восьми селах поссовета. А вообще записалось больше 600 человек, хотя все население – около 14 тысяч! Большинство активистов пока остаются в резерве, но в штабе дружины говорят, что в случае чего в течение часа соберут полтысячи человек.
Кроме поссовета дружинники охраняют здание с социальными службами, школу, детский сад, больницу. На заднем дворе Зуйского поссовета в небольшом подсобном помещении организовали «оружейную комнату»: принесли несколько десятков строительных касок, черенки от лопат, противогазы. Применять это оружие пока не приходилось – дай бог, чтобы и не пришлось. Одну, очень важную цель, крымские дружины уже выполнили – показали, что крымчане не такие пассивные, какими их хотят видеть представители оппозиции. Они готовы объединиться ради общей цели. И цель эта – мир и стабильность в Крыму.