Недетский вопрос

На модерации Отложенный

Правительство собирается ставить заслон распространению информации, содержащей сцены насилия, нецензурную брань, а также способной вызвать у детей желание употребить наркотики, табак, алкоголь или играть в азартные игры. Президент России Дмитрий Медведев подписал закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Каким будет механизм воплощения закона в жизнь, и кто будет отвечать за его неисполнение?

Еще предыдущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II семь лет назад призывал оберегать детей от негативного влияния СМИ, Интернета и компьютерных игры. Последние, по словам предстоятеля православной церкви, в большинстве своем действуют особенно разрушительно, с малых лет приучая к убийству. Пять лет спустя Дмитрий Медведев предложил провести в ряде регионов страны эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры и светской этики. Эксперты назвали инициативу президента целесообразной, и эксперимент был введен в 18 регионах. А на излете прошлого года президент подписал вышеупомянутый закон.

Документ призван способствовать формированию гармоничной и психологически устойчивой личности каждого ребенка, грамотному воспитанию детей на идеях добра и справедливости. При этом его разработчики делают оговорку: закон не преследует целей оградить детей от проблем современной жизни и создать иллюзию, что в мире не существует зла, насилия, смерти. Доносить до детей такого рода информацию планируется в соответствие с возрастными особенностями психики. К примеру, даже маленьким детям можно рассказывать о насилии, но выражая при этом сострадание к жертве и при условии, что в итоге добро обязательно побеждает зло.

Под негативной информацией подразумевается аудио-, видеопродукция, книги, СМИ, компьютерные программы, развращающие молодежь или оправдывающие жестокость. Получается, с 1 сентября 2012 года, когда настоящий закон вступает в силу, в нашей стране должны закрыть чуть ли не все центральные телеканалы и запретить выступления больше половины звезд отечественной эстрады.

На каждом канале есть программы о социальных проблемах и человеческих катастрофах, в которых добро не всегда побеждает зло, а об убийствах, насилии и прочих преступлениях трубят телевидение, газеты и радио. Как заставить детей это не видеть и не слышать? Изолировать их от телевизора и не давать в руки газеты? Там, ко всему прочему, не только о жестокости говорят, но и периодически мелькают полуобнаженная Жанна Фриске, не стесняющаяся в выражениях Ксения Собчак или рэпер Гуф, наркоман со стажем, рассказывающий о своей кривой жизненной дорожке.

Еще сложнее дело обстоит с информацией, получаемой из Интернета. Отслеживать поток сведений, стекающих в эту «информационную яму», невозможно.

О новом законе можно говорить еще долго. Только чего ни коснись – сплошная нелепость получается. Либо оставлять все нынешнее медиа-пространство без изменений, и тогда принуждать взрослых изолировать детей от «злых» сведений: переключать телевизор при виде так называемой пошлятины, контролировать список посещаемых страниц в Интернете, прислушиваться к словам песен кумира ребенка. Либо и вовсе сделать невозможное: заставить всех артистов ходить в сдержанных костюмах и петь только о вечных ценностях, а со страниц прессы вещать о радужных событиях, а если говорить о криминале, то только в контексте «виновные получили по заслугам». Чтобы придерживаться золотой середины в этом вопросе, нужны время и силы. Еще Михаил Булгаков говорил: «Разруха не в клозетах, а в головах».

Кстати, любой закон требует ответственности за его несоблюдение. В этом отношении новый закон тоже сильно хромает. По крайней мере, никаких сведений о том, что понесут те, кто будет уличен в подрыве основ нравственности молодежи, нет. Видимо, только время должно показать, как будет работать закон на самом деле.