Советские корни вышиванок и другой «национальной одежды»
На модерации
Отложенный
Мой друг, Юрий Алексеев, ныне подследственный по делу нанесения морального ущерба нежным сущностям национально-ушибленной латышской элиты, написал ещё три года назад:
"Меня всегда удивляло: почему на советских плакатах про «дружбу народов» под флагом РСФСР изображен человек в современном костюмчике и галстуке, а остальные представители «Союза нерушимого» — кто в чем: вышиванки, шаровары, кокошники, халаты, веночки-ленточки, поясные платки... Сплошная «этнография»...
Причём к реальной этнографии вся эта хрень отношение имеет весьма далекое. В какой-нибудь микроскопической Латвии народных костюмов — десятки, в каждой деревне — свои «вышиванки», свои кокошники, свои брошки-поясочки. И вовсе они не столь красивы и богаты, как рисовали советские плакаты.
Вообще говоря, музейный экспонат под названием «свадебный костюм зажиточной латышки 18-го века» — это редкое убожество из грубой дерюги с сыромятными тапками на веревочках. «Зажиточные» еще имели тапки, а остальные латышки гуляли всю жизнь босиком, даже на собственной свадьбе.
Мой латышский дед свои первые в жизни сапоги заполучил только в 19 лет, когда пошел добровольцем воевать в Первую мировую за русского Царя-батюшку. Получил на складе от унтер-офицера. Не вру — он сам мне это рассказал.
Причем латыши на фоне народов остальных «республик свободных» жили еще неплохо. Погуглите дореволюционные фотки, вы найдете много интересного. Например, у большинства западных украинцев национальный костюм выглядел так:
Не шибко лучше выглядели и национальные костюмы большинства обитателей Средней Азии, Кавказа... Впрочем, ладно. В те дремучие времена и наряды у американских ковбоев выглядели намного скромнее, чем их потом разрисовал Голливуд.
К чему я это? А к тому, что руководители СССР (от 1917 года до 1991-го — все!), на мой взгляд, совершили в национальной политике страны большую и непростительную ошибку.
Её суть: усердное надрачивание «вышиванок» (халатов, веночков, кокошников, поясных платков, кинжалов). На советских плакатах это просто прёт в глаза. Русский — в современном костюме, а остальные — из «музея этнографии». Из придуманного музея.
В реальности таких национальных костюмов никогда не существовало. Их сочинили и нарисовали уже в советское время. На советских же плакатах и в советских же фильмах-концертах-шоу. Целая отрасль работала — художники, модельеры, швейные фабрики, пиар-индустрия тех времен.
Будете смеяться, я лично на себе ощутил влияние советской «вышиваночной» индустрии. В розовом детстве я жил в городе Краснодаре. Мне сильно не повезло: я обладал звонким голосом (не прокуренным, как сейчас). Потому меня записали в школьный хор. И этот хор однажды выиграл на городском конкурсе...
В результате в один прекрасный день к нам пришли деловые тетки, сняли с нас мерку, и через месяц нас, несчастных школьников, переодели в «казацкие» костюмы — сапоги, суконные галифе с лампасами, косоворотки, фуражки. Только что коней нам не выдали.
Как сейчас помню: товар был первоклассный. Даже сапоги были сшиты из настоящей кожи (первые в моей жизни сапоги!). И в этой амуниции мы услаждали своим пением слух краснодарских партийных руководителей на всех торжественных мероприятиях... Ненавижу хоровое пение с тех пор...
Но суть в чём: нас, детей, одели во взрослые костюмы «зажиточных казаков» из лубочного фильма «Кубанские казаки». Учтём: лопоухие детёныши моего тогдашнего возраста даже в не бедных дореволюционных казацких семьях бегали в длинных холщовых рубахах.
Им не то что сапогов, даже персональных штанов ещё не полагалось...
В начале 90-х латыши неожиданно обрели независимость. Что поразило: они в массовом порядке начали шить себе национальные костюмы. Удивительное было зрелище: по улицам вдруг начали разгуливать тысячи людей, одетых по моде «зажиточных сельских латышей 18-го века». Причем не той моде, реальные образцы которой вывешены в Музее этнографии, а той, которую им в советское время придумали советские дизайнеры.
Беда-то в том, что советская идеологическая поп-культура сыграла с национальным самосознанием народов СССР злую шутку. Пропагандируя дружбу народов, она им внушила через «вышиваночную эстетику» ложное ощущение изначального самостоятельного процветания — тотальной «зажиточности» их народов.
Гляньте еще раз на советский плакат. Представитель России — в простом фабричном костюмчике. А все народности остальных 14 республик — в облачениях ручной работы от лучших национальных дизайнеров. Расшитые рубахи, халаты, пояса, головные уборы, серебряные, золотые украшения, бусы, мониста, кинжалы и прочая яркая бижутерия...
Визуальные образы — сильная штука. Дети, увидев кино про Рэмбо, мажутся зеленой акварелью и играют в суперменов: та-та-та-та — ты убит. И верят во всесилие зеленой акварели, если ею измазать рожицу.
Так же и у взрослых. Если в «семье братских народов» (на плакате, в кино, в концерте) твой представитель одет по жизни «зажиточным латышом», «зажиточным таджиком», «зажиточным молдаванином», то как-то забываются рассказы собственного деда, что первые в жизни штаны ему справили, когда из-под холщовой рубахи начали выглядывать его созревшие тестикулы. А про расшитый золотом халат, серебряный кинжал, хромовые сапожки он до смерти мечтать не мог.
И возникает иллюзия, что если как-то отпрыгнуть от этого русского парня в простом костюмчике с галстуком, то ты автоматом станешь «зажиточным» пацаном, как на плакате.
Латыши уже поняли, что надев «вышиванку» и «кокошник», они становятся похожи на зажиточных латышей с советского плаката. Но зажиточных — по меркам 18-го века. Украинцы — ещё нет. У них сейчас период «вышиванок» в разгаре.
Советский плакат — сильная штука..."
Так вот сегодня я получил личное подтверждение абсолютной искусственности "вышиванок", как таковых, поговорив с ветераном модельного искусства Латвии, которая просила не называть ее имя - в Латвии демократия и свобода слова достигла такого размаха, что боятся нынче люди даже своей тени.
Все, кто бывал в Риге, наверняка помнят вот это здание:Те, кто постарше, помнят и вот этот журнал: Вот там и трудилась моя случайная знакомая, которая и поведала мне, что они, кроме различной модной одежды разрабатывали и народные костюмы, причем за большую часть того, что они делали, они именно придумывали, то есть брали из головы, соотнося свои фантазии исключительно с художественностью, а никак не с историческим соответствием.
"Очень мы гордились, - говорит она, - когда видели свои работы в виде уже "академического" варианта народной одежды в различных республиках СССР"
Примеры, к сожалению, она не помнила (столько лет прошло) но сам факт того, что до сих пор национальные костюмы "уходящие корнями в седую древность" являются результатом фантазии девчонок, родившихся в середине ХХ века. Одним словом, на моих глазах погиб еще один "исторический" аргумент, обосновывающий самостийность и незалежность, о чем и сообщаю.
Сергей Васильев
Комментарии
В результате у кого как получилось, но суть безродной обезьяны от этого никак не изменилась, те же ужимки, кривлянья и подражания.
И только россиянин ничего нового не искал и никому не подражал, потому, что у него и так всё своё было, нажитое веками.
Вообще создаение украинцев как политической нации и Украины как государство торжество исключительно мудрой Ленинской национальной политики....
Гениальная бомба заложенная под Россию Ильичём и рванула в 1991!
Зачастую с собственными бандформированиями.
Расползалась Империя великим киселем.
А вот большевики как раз и сумели (хорошо это или не очень), сбить эту аморфную массу в единое государство.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Не вступайте на пагубную и троцкистскую тропу матвиенки, что в любом обсуждении копипастит целые страницы из вики.
:))
А своими словами?
Ленин прекрасно понимал силу централизованного, унитарного государства и яростно отстаивал этот фундамент на заре своей рррреволюционной юности.
Но...
Но действительность столкнулась с горькой реальностью национализма.
Вот и пришлось лавировать, отдавать часть, чтобы не потерять все, как это потерял николашка.
Кстати, у Путина хреноватые консультанты по части "бомб" и "мин", которые он якобы заложил.
В момент документального оформления и закрепления, Ленин был уже практически недееспособен.
Решали этот вопрос его верные кунаки.
В частности - Зиновьев, Рыков, Каменев, Троцкий, Дзержинский и Сталин.
Дзержинский и Сталин предлагали наделить нац.анклавы "автономностью", а вот остальные товарищи настаивали на "союзном" статусе.
Последние и победили, вполне себе демократическим голосованием.
Молодцы сценаристы.
Но я уверен, что рано или поздно этот бандеровский бардак в/на Украине будет уничтожен.
Были национальные халаты у хохлов.
И шальвары были.
Вспомните вояж к русскому царю за черевичками...
Ныне эта картина маслом выглядит так:
;-})
Так что,Путин нежно взял за рыло этого чубатого, в отличии от крымчан, которые очень не нежно размазывали по асфальту бандерлога Гончаренко.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
И даже государственность подарили...
А какие переводы на русский делали дагестанских поэтов!!! Русская поэзия то Светловыми была засижена.
Вся национальная культура творение мудрой ленинской национальной политики. Исполнители М Велер со товарищи.
Выфсёврете!
Нищеты было полно. Слово "хохольник" в Санкт-Петербурге появилось не при СССР, а при царе-батюшке. Это название для приезжих побирушек, не обязательно с Украйны, регулярно появляющихся на улицах Питера.
Во время недородов и "чёрных бурь", которые были часты на Украйне до посадки там при Сталине лесозащитных полос, толпы людей в лохмотьях бежали от голода в столицы - СПб и Москву. Их и прозвали "хохольники". Вряд ли тогда их погибало меньше, чем при "голодоморе", устроенном украиньскими же властями при коллективизации.
"Ригас модес", фирму "Латвия" по пошиву одежды, и как они работали, знаю очень даже неплохо. Это верно, что они создавали плакатно-лубочные дизайны "национальной одежды" и шили её образцы, и даже было массовое производство. Не только для Латвии, но и для республик СССР.
Мой старший товарищ собирал старые открытки со всего мира, и его знакомые дизайнерши одежды из Риги использовали национальные мотивы одежды всех стран для создания собственных моделей.
Так что не только китайцы склонны к копированию чужих ноу-хау.
Или культ подштанников? ...без которых в наших зимах никто бы и не выжил...
Нет.
Я тоже.
А украинцы, нижнюю нательную рубаху, вышитую крестиком, водрузили на пьедестал, как высшее достижение культуры!
....это же просто массовое помешательство, то есть сумасшествие....
...усцацца...
Для пущего парфюму должно быть....
Кроме истории и культуры крепостного и забитого раба.
Савва Васильевич крестиком расписывался. из крепостной зависимости за 15 тыр у барина выкупался.
Елисей Саввич барина бывшего привратником нанял- чтоб тот сука в революцию не подался.
Савва Тимофеич театры для рабочих строил казармы с центральным отоплением титанами ледниками, больницы с ренгенаппаратами.футбольную команду -первую в России. коллекцию импрессионистов!!!
нИКОГО НЕ ОСТАЛОСЬ.
Потомков дворян до жопы. А Торгово- промышленная элита России вырезана.
Хорошо хоть Армяне Евреи,Грузины, Азербоды --свою элиту не резали...
Очень доходчиво и наглядно.
В совокупности получались яркие, красивые, радостные образы, вызывавшие восторг зрителей.
https://www.youtube.com/watch?v=ezf_WUPdmPc
Яблочко от лошади недалеко падает.
Чубайс, Киендерсюрприз дети профессиональныйх научных коммунистов..
а Гайдар и сам научный коммунист
По твоему зюганОВЦЫ - тоже коммунисты?
Не в терминологии дело, а в том, что коммунистом был Аркадий Голиков (литературный псевдоним Гайдар), а вот его не родной внучок Егорка - отнюдь!
Самый настоящий АНТИкоммунист.
Как и члены Капиталистической Партии Ренегатов Фуфлогонов, увы!
;-(
При этом этих самобытных ещё и старались не дай бог НЕ ОБИДЕТЬ, чтобы ничто им НЕ напоминало о их ещё совсем недавнем НЕОЛИТИЧЕСКОМ прошлом, когда некоторые ели сырое мясо и рыбу, а некоторые другие на своих хуторах не имели туалетов!
"Еще в 30-е годы 20 века с огромной помпой была провозглашена Президентская кампания под лозунгом - "Каждому хутору - сортир!" и "Хватит засирать кусты страны родной!". Специально обученные в заграничных Академиях таинству пользования сортиром эстонцы - проверяющие разъезжали по хуторам и нещадно штрафовали нарушителей."
В том же Казахстане ( вообще-то КазаКстане, так называлась эта территория) Вообще отсутствовали АРХИТЕКТУРНЫЕ традиции в силу отсутствия казахской архитектуры от слова совсем, и ЛЕНИНГРАДСКИЕ ГИПРО проектировали казахам города используя национальные орнаменты ЮРТ, ну чтобы была хоть какая-то национальная специфика. Разве это плохо? И не надо было так делать? Это ведь тоже типа "вышиванки"?
Ну и цитата напоследок, про скурвившиеся бывшие советские народы: -
""Были же люди, как люди и вдруг все сразу стали кретины, парадокс..." Брат-2.
в Х -Х1 веке зародилось русское золотошвейное искусство. Вышивка бисером. жемчугом украшала одежду.
Во время моего детства мы девочки учились шить и вышивать.Мы вышивали себе кофточки, вышивали скатерти, занавески на окна, "думочки" и даже носовые платочки.Моя дочь умеет вышивать и в том числе бисером.У меня висят три ее картины вышитые бисером, в том числе с рисунка под вышивку крестом 18 века - кошка в витиеватом узоре.
На черном форе - золотым бисером.
Так что русские женщины не разучились вышивать вручную.
Вот и пристроили ее в лагере вышивать для правителей в Москве, для их женщин.
Там она и вышила небольшую скатерть, которую подарила мне.
Каждая такая вещь, это история людей, семьи.
Комментарий удален модератором
Вот это настоящая народная одежда.
Комментарий удален модератором
большевиками
https://www.youtube.com/watch?v=MPnrNOSLZx8
https://yandex.ru/video/search?text=устный%20счёт%20в%20народной%20школе%20рачинского%20ютуб&path=wizard&parent-reqid=1590243859335957-1293869652152182393900122-production-app-host-vla-web-yp-183&filmId=5992149855383895955
У ДВЕРИ С В. МОРОЗОВЪ(ТЕКСТИЛЬ) ИЛИ РЯБУШИНСКИЙ аВТО И АВИАСТРОЕНИЕ (АМО)
Кстати, такие портки опять в моде. С дырами и заплатками. Лапти тоже не дооценённая обувь. Хотя по нынешним временам - это дорого. Не какой нибудь "Адидас" из суррогатных материалов.
Вы постарайтесь просто осознать, что по ЗАКОНУ РИ народу запрещалось иметь музыкальные инструменты (!!!), а вы тут про губную гармошку.
"Даже в страшном сне не увидишь, что В ОПАЛЕ были МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ!!
Это из области какой-то фантастики, рецидив мракобесия или глубокой беСдуховности. Уму непостижимо!
Гусли и балалайка - исконно русские щипковые музыкальные инструменты - чистого, легкого и сакрального звучания, тесно связанные с мировосприятием.
В царской России гонения на них были страшные! Правда всегда поражает!
Даже в страшном сне не увидишь, что В ОПАЛЕ были МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ!!
Это из области какой-то фантастики, рецидив мракобесия или глубокой беСдуховности. Уму непостижимо!
Гусли и балалайка - исконно русские щипковые музыкальные инструменты - чистого, легкого и сакрального звучания, тесно связанные с мировосприятием.
В царской России гонения на них были страшные! Правда всегда поражает!
Оказывается балалайка "позволяет глумиться над властью".
Комментарий удален модератором
Автору статьи захотелось "подрочить" на СССР, ну пусть - подрочит. Чаще будем вспоминать, что потеряли.