Из-за войны в Сирии армия РФ уже в ближайшей перспективе может остаться без боеприпасов

На модерации Отложенный

После окончания Второй мировой войны и до самой горбачевской “перестройки” в СССР функционировала целая система производств и научных учреждений пороховой отрасли. К началу 90-х наука и промышленность порохов, твердых ракетных топлив были сконцентрированы в трех географических поясах – Центральном, Уральском и Сибирско-Алтайском. Система подготовки и назначения руководящих кадров как в профильном министерстве, так и на предприятиях была весьма эффективной. Но в 90-х отечественная пороховая промышленность вошла в штопор.

Отраслевые институты изменили форму собственности, были разобщены, лишены единого руководства, потеряли часть персонала и оснащения. Плачевная судьба постигла пороховые заводы. Наибольшему разрушению подвергся Сибирско-Алтайский пояс. Там был приватизирован, обанкрочен и ликвидирован Бийский химкомбинат – один из последних гигантов отрасли, производивший баллиститные пороха и смесевые твердые ракетные топлива. Его уникальное оборудование демонтировано, разрезано и сдано в металлолом, конструкторская и технологическая документация уничтожена.

У других предприятий судьба не лучше. Приказало долго жить производство пироксилиновых порохов и смесевых твердых ракетных топлив на кемеровском заводе “Прогресс”. Спасти удалось лишь технологическую оснастку для ЗРС С-300 ПМ, РСЗО “Смерч”, ЗРК “Бук” и некоторое другое оборудование. Прекращено изготовление баллиститных порохов и твердых ракетных топлив на красноярском химкомбинате “Енисей”. Вместе с ними, естественно, была потеряна большая группа квалифицированных специалистов.

Уральский пороховой пояс пострадал чуть меньше - был ликвидирован Режский химзавод, причем варварским способом – сдачей в металлолом. Пермский пороховой завод утратил ряд производственных участков. Кредиторская задолженность ФКП “Пермский пороховой завод” еще полгода назад составляла около двух миллиардов рублей. И на данный момент положение не улучшилось.

ФКП “Стерлитамакский пороховой завод” потеряло гособоронзаказ, выведены из строя производство нитроэфиров, коллоксилина.

Предприятие может работать только на привозной пороховой крошке, будущее завода туманно. ФКП “Казанский пороховой завод” специализируется на выпуске пироксилиновых порохов, но над предприятием уже давно висит угроза передислокации в Менделеевск, что в существующих экономических условиях крайне проблематично. АО “Соликамский завод “Урал”, производитель артиллерийских, минометных и сферических порохов, подвергся жестким реформам, попав в Ростех. Снятие войсковой охраны, замена генерального директора привели к уничтожению производства сферических порохов, разукомплектованию участка прессования, потере специалистов.

ФКП “Анозит” – единственный производитель в РФ перхлората аммония, входящего в число основных компонентов смесевых твердых ракетных топлив, работает в условия нестабильного заказа, что сильно влияет на финансовое положение, так как производство достаточно энергоемко и требует постоянной модернизации. ФКП “Тамбовский пороховой завод”, специализирующееся на выпуске пироксилиновых порохов и сгорающих гильз, также пребывает в сложном финансовом положении. В 2016-м из-за нарушений техники безопасности случилось несколько ЧП, в том числе с гибелью людей. От Сибирско-Алтайского пояса остался только ФНЦП “Алтай” – отраслевой институт с небольшим опытным производством смесевых твердых ракетных топлив, являющийся единственным изготовителем динамита для угледобычи.

Оборонные заводы выставляются на продажу, продолжается их ликвидация. При этом военно-политическая обстановка в мире лучше не становится. Мало кому известно, но во время Второй мировой войны в СССР не было построено или эвакуировано ни одного порохового завода, что красноречиво говорит о чрезвычайной сложности данного производства. В ходе Сирийской кампании арсеналы РФ были опустошены примерно на 40%. Если “встречные” процессы разрушения пороховых производств и расходования боеприпасов будут продолжаться нынешними темпами, армия РФ уже в ближайшей перспективе останется без боеприпасов, а танки, корабли, самолеты и вертолеты превратятся в обычное средство передвижения.