Дешёвые кредиты нам не помогут

На модерации Отложенный

Сразу уточню, речь идёт о ставке по кредиту, то есть о его цене. Нынешняя процентная ставка представляется высокой, что приводит, по мнению заёмщиков в первую очередь, к недоступности кредитов и сдерживанию, стало быть, экономического роста. Хотите выйти из стагнации, понижайте ставки! Более дешёвый кредит изменит экономическую ситуацию в стране.

Боюсь, ситуация не столь простая. А если мы хотим добиться устойчивого экономического роста, то нужны другие решения, может быть прямо противоположные.

Интересно, что в развитых странах стараются выйти из того состояния кредитно-денежной системы, когда она сидит на минимуме учётной ставки процента, по которой покупают деньги банки, чтобы затем кредитовать нефинансовые организации и частных лиц. В это состояние ещё в начале «нулевых годов» загнал американскую экономику, да и другие страны тогдашний Председатель Федеральной Резервной системы (Центрального Банка США) г-н Алан Гринспен. Зачем? Чтобы стимулировать возобновление роста американской экономики. У него получилось. В течение по меньшей мере семи лет (2001–2008) вся мировая экономика росла, причём не столько США и Европа, сколько развивающиеся страны. А потом произошла заминка и кризис. В 2008–2009 гг. кризис был явным, а потом, после некоторого оживления, началась полоса стагнации, которая никак не кончится. Более или менее ясно, что нынешние кризис и стагнация в мировой экономике обусловлены в какой-т степени решением А. Гринспена 2001-го года. Пора поднять ставки кредита, повысить эффективность проектов, в которые привлекаются заёмные средства. Причём удорожание кредитов должно создавать стимулы для повышения эффективности. Кроме того, как показывает опыт политики Пола Волкера, предшественника Гринспена, который в 1980-х гг., когда США были в трудном положении, повысил учётную ставку с 1 до 6%. В итоге в США потекли инвестиции и президент Рейган смог снизить налоги, создав мощный стимул для экономики США.

Не спорю, обстановка меняется и нельзя за всё время действовать по шаблону.

Но сейчас, когда весь мир ищет возможность повысить ставки процента, оттолкнуться от дна, простимулировать инновации, которые при высоких ставках, скорее, могут протолкнуться и добиться успеха, у нас усиливается тенденция, чтобы снизить ставки процента по кредитам.

Лавры Гринспена не дают покоя даже некоторым высокопоставленным деятелям Правительства.

Между тем у нас сейчас ситуация похожая на то, что происходит в развитых странах. Нам нужны не рост любой ценой, а тем более не инфляция, которая в таких странах как наша, сопровождает обычно увеличение денежной массы, неизбежное при снижении ставок процента. Нам нужно повышение эффективности производства и вообще экономической деятельности, более высокая организация и инновации. Направленность политики на эти цели может поначалу вызвать даже снижение темпов или рецессию, но затем, когда сработают стимулы, придёт очередь роста, более стабильного и долговременного.

Конечно, для этого мало повышать или хотя бы не трогать ставку процента. Нужны институциональные изменения, реформы, которые повышают уверенность бизнеса в том, что деловые риски становятся оправданны. Но это уже другой вопрос, не для одного выступления по радио. Но пока стоит задуматься о длительных перспективах и какую политику они подсказывают. Во всяком случае, не снижение ставок.


 

http://www.liberal.ru/articles/cat/6302